На воинском мемориале деревни Мясной бор в Новгородской области перезахоронены останки 525 бойцов 2-й Ударной армии, погибших здесь в боях в 1942 году. Воинов, в том числе, нашли непосредственно при строительстве дороги.
В том числе, покой обрели красноармейцы, найденные поисковиками непосредственно в коридоре будущей скоростной автотрассы Москва - Санкт-Петербург.
«Мы строим новую дорогу. Но мы сейчас, перед тем как идти со строительством, отдаем дань памяти погибшим воинам, героям 2-й Ударной армии», - заявил на церемонии перезахоронения глава госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах.
«Есть понимание того, что строить на костях будущее, строить на костях дороги, мосты, нельзя», - отметил, со своей стороны, председатель совета командиров новгородской поисковой экспедиции «Долина» Сергей Флюгов.
Специалистам по разминированию боеприпасов и поиску останков павших солдат предстоит пройти участок длиной почти 30 км и шириной около 150 м, плюс около 60 га территории под строительство автомобильной развязки.
По словам главы поисковой экспедиции «Долина», работы здесь планируется завершить к концу сентября.
В «Автодоре» заявили, что поиск и захоронение останков советских воинов является важной частью работы госкомпании на всех ее проектах. «Такой поиск будет проводиться на всех территориях, отведенных под строительство новых дорог «Автодора», где возможно обнаружение незахороненных останков героев прошедшей войны», - сказал представитель госкомпании.
Ожесточенные бои в районе деревни Мясной Бор, прозванном впоследствии «Долиной смерти» или «Волховским котлом», проходили в 1942 году после начала Любанской наступательной операции советских войск, преследовавшей стратегические цели освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Операция окончилась неудачей (хотя и отвлекла несколько немецких дивизий от осажденного города), ряд соединений, в том числе 2-я Ударная армия Волховского фронта, оказались в окружении. Общие потери Красной армии в «Долине смерти» составили сотни тысяч человек.
Новая трасса Москва - Санкт-Петербург, проходящая в том числе по Новгородской области, должна быть полностью готова к середине 2018 года. При этом, головной участок магистрали (15-58 км) планируется ввести в строй в конце 2014 года.