Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Тихая оккупация

, 08:00

Представьте: возвращаетесь вы после долгого отсутствия домой и видите, что прямо в вашем подъезде устроили общественный туалет… Вот нечто подобное, только в масштабах целого города происходит в Камышине.

 

Василий Иванович – коренной камышанин – так рассказал об этой ситуации: «я тут по молодости с будущей женой первый раз поцеловался – провожал, помню ее вечером. Это же самый центр был... А теперь тут «эм жо»!

Подобные чувства испытывают многие жители города: возвращаясь домой, прямо у выхода из вокзала, они вынуждены взирать на неприглядную картину. Железнодорожный вокзал станции Камышин построен в 1894 году в историческом центре города. Здание официально признано памятником истории и культуры, имеет охранное свидетельство № 0116 АРС/2012. Сейчас в этом месте трудно угадать культурное и исторические наследие города – аляповатые торговые лачуги (павильонами назвать язык не поворачивается) понастроенные так, словно кто-то случайно рассыпал невидимой рукой гигантские спичечные коробки, перекрывают вид на архитектурный памятник, полностью изменив облик. Такого не было за всю историю Камышина.

В годы Великой Отечественной городу повезло больше – немецкие войска сюда не дошли и, в отличие от относительно близкого Сталинграда, Камышин сохранил свой архитектурный стиль и историческое наследие. Послевоенные времена также пощадили историческую архитектуру городка на Волге – прирастая новыми современными микрорайонами, он расширялся вдоль реки, и к 90-м годам XX века здесь мирно уживались две части, которые камышане так и называют: «старый» и «новый» город.

Конечно, в военное время Камышин, как и вся страна, перестраивался на оборонный режим – промышленные предприятия перешли на выпуск продукции, необходимой фронту, вокзал постоянно принимал санитарные поезда, привозившие раненых. Но даже в этих условиях исторический центр сохранил свой облик.

А вот в начале XXI века началась новая история и другая необъявленная война. Отдельные бойцы стяжательского фронта ведут себя в соответствии с военным положением, используя для реализации сиюминутных задач все возможные способы, не задумываясь о последствиях. Разумеется, эти сиюминутные задачи до отвращения примитивны – получение прибыли в как можно большем объеме, в наиболее короткие сроки, с минимальными затратами. Если для этого нужно изуродовать исторический центр, то здесь даже и темы для обсуждения нет – спросите – они не поймут, о чем вы. А если для привлечения клиентов необходимо сделать более-менее привлекательным фасад, то тогда можно сэкономить на остальных трех сторонах своих торговых лачуг. Неважно, что именно с этих сторон ежедневно проходят сотни пассажиров и именно они выступают лицом города для приезжих.

Да что там говорить, лачуги-ларьки появились прямо на ступенях вокзала! Одна из них отмаркирована весьма колоритно: «Автовокзал, туалет». Вторая опознавательных знаков пока не имеет. Хотя, если продолжить логику застройщиков, можно предположить что-нибудь в духе «банк-сауна».

При этом захватчики территории не стали утруждать себя получением согласований ОАО «РЖД», хотя капитальные строения возведены на границе полосы отвода железной дороги, а также согласований территориального управления Росимущества, не говоря уже о получении разрешения Министерства культуры Волгоградской области.

Да и не могли застройщики получить такие разрешения и согласования, поскольку на территориях, где расположены памятники или ансамбли, в соответствии с Федеральным законом № 73 запрещены любые земляные или строительные работы.

Таким образом, по закону, здесь, на территории исторического центра даже теоретически не может быть подобных торговых лачуг. А на самом деле – вот они, «радуют» глаз камышан своей нелепостью. В отличие от федерального закона, законы физики нарушить гораздо сложнее и сегодня исторический памятник оказался под угрозой – явные дефекты от несанкционированного вмешательства пока не появились, а для выявления скрытых необходима комплексная дорогостоящая экспертиза.

Защитить культурное наследие и исторический облик Камышина взялась Приволжская железная дорога – филиал ОАО «РЖД».

В адрес главы городского округа – город Камышин  Александра Чунакова Приволжская железная дорога уже направила письмо с просьбой привести территорию памятника истории и культуры в первоначальное состояние, а попросту убрать ларьки-однодневки с исторического лица города. Также в своем письме железная дорога просит мэра решить вопрос о проведении экспертизы для обнаружения скрытых дефектов здания вокзала. В письме на четырех листах подробно описывается что за объекты возведены у памятника истории и  культуры и почему их по закону быть не должно. Например, потому что возведение указанных строений нарушило облик здания вокзала и значительной части исторического центра Камышина. Это ухудшает состояние объектов культурного наследия страны, наносит вред окружающей историко-культурной среде, а также нарушает права и законные интересы горожан.

Остается надеяться, что власти Камышина услышат разумные доводы и предпримут необходимые меры для того, чтобы спасти культурное наследие.

В противном случае аналогичные письма придется направлять в вышестоящие инстанции и надзорные органы. Ведь кто-то же должен освободить культурный центр от такого «абстракционизма».

Дмитрий КРАЕВ

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram