В детстве нас учили верить словам и лозунгам. Чтобы прочно закрепить в сознании всех, рожденных в СССР, знаменитое изречение Ульянова-Ленина о книге – источнике знаний, его сделали атрибутом каждой библиотеки. Сейчас это выражение стало анахронизмом. Книги среди большинства россиян не востребованы, они, увы, перестали занимать наш ум и формировать наши мысли и мировоззрение.
Воспитанные в советской школе, на произведениях великих писателей, мы успели устать от их величия. Бесконечные сочинения, изложения, диктанты на уроках русского языка и литературы вселили в нас устойчивую неприязнь к большим книгам. Выйдя в большую жизнь, мы так и не поняли, что на самом деле хотел Онегин от Татьяны, что сделал Печорин с Бэлой, а «Мертвые души» и вовсе прошелестели недочитанными страницами.
Познав это все в юношеском возрасте, мы гордо считали, что все книги прочитаны, в литературе нам искать больше нечего, а из всех искусств чаще выбирали важнейшее - кино. Эти слова вождя, также были зафиксированы, отштампованы на фасадах кинотеатров. Мы сбегали со школьных уроков на «Укрощение строптивого» или «Синьора Робинзона», ещё не зная, что есть «Укрощение строптивой» и другой знаменитый Робинзон – Крузо, а к учебникам возвращались с тоской.
Нас мало волновало, что там произошло в «Преступлении и наказании» у Достоевского. Просто преподаватель был настойчив, и надо было читать. Не для того, чтоб понять, а просто, чтобы знать, что ответить на уроке. Шедевры же кинематографа можно было обсуждать на переменах взахлеб, и что самое удивительное – преподавателям эти фильмы тоже нравились. И мы часто замечали, что после обсуждения фильмов они лицемерят и возвращаются к школьной программе со скукой.
Но с возрастом многое меняется. Те, кто успел прочесть что-то в детские и юношеские годы, в зрелом возрасте понимает, что первоисточником практически всех мультфильмов и кинофильмов является книга. И вот уже повзрослевший Эмир Кустурица планирует снимать фильм о Достоевском. Теперь и нам Достоевский тоже становится интересен. Выходит, мы что-то пропустили в школе? Перечитав классика, просто понимаем, что в школьные годы для детского мозга идеи великих литераторов были слишком велики и масштабны…
Что же новенького можно почитать сегодня? Дарью Донцову, Татьяну Полякову или Ксюшу Собчак? Вот кого так не хватало нашему детскому восприятию. Мир перевернулся: сейчас читаем то, что надо читать в детстве, а тогда, в школе, изучили труды уже зрелых литераторов.
Все перепуталось, с литературой проблемы, но после этого осознания почему-то кидаемся в другую крайность: надо идти смотреть кино, сто каналов, или двести. Купить ноут, засесть в интернет, там все есть, и книги и фильмы, и посиделки с «друзьями» на сайтах знакомств, любовь по переписке – это мнимое общение в сети.
Триста фотографий на странице твоей жизни, десять видеорепортажей о твоей жизни, но жизнь - не страница, жизнь более похожа на книгу. В жизни есть начало, завязка сюжета, развитие и, как ни крути, обязательное окончание. И всем хочется, чтобы окончание стало таким, чтобы не было стыдно за прожитую жизнь, как за непрочитанную книгу.
Разучившись читать и став рабами компьютера, мы стали относиться к жизни, как к бесконечному сериалу, ток-шоу, посиделкам с Андреем Малаховым. Мозг разжижается, и снова незрел и зелен, как в детстве. Мы смотрим и видим гламур, а читая книгу, опять не понимаем, зачем же студент в Петербурге убил старуху-процентщицу.
После интерактива и управляемых компьютерных игр книги для многих и вовсе становятся скучны. Начав читать, ты не можешь управлять сюжетом - скучно. Вот телевизор – другое дело. Двести, триста каналов про все, абсолютно про все, или все про одно и то же? Телевидение не стоит на месте, оно прогрессирует и модернизируется, правда, только чисто технически.
Может и в самом деле книги давно устарели, и это дедовский способ общения и передачи знаний? Сейчас другие скорости и надо успеть вместе с ними. Ведь когда-то истории вообще передавались по сказкам и былинам, а «Слово о полку Игореве» было рукописью.
Книги все больше становятся антиквариатом. И интересуют, как антиквариат. Том первого издания Гоголя продан в Москве с аукциона за 350 тысяч рублей. Библиотек все меньше, книжные полки дома пустуют, понятие «домашняя библиотека» ушло в прошлое. Это все что значит? Что книги уходят вслед за патефонами и грампластинками? Что перебор с соцпатриотизмом обернулся долларовым шовинизмом? Серьезные вопросы, и одной статьей не разрубить этот гордиев узел.
Я только скажу, что потребляя продукт поп-культуры, мы перестаем думать, мыслить. Там за нас уже все придумали, наши мозги отдыхают. Но мы же не клоны попиндустрии, мы еще люди. Читая книгу, можем перенестись вместе с нашими героями куда угодно, быть кем угодно, с нами может произойти всё, что угодно. Когда читаешь книгу, именно так и происходит. Наш мозг работает, мы радуемся и или страдаем, думаем или грустим - мы живем, мы работаем, мы развиваемся.
При всем явном падении литературного жанра и спроса на книги, все же хочу отметить, что, книга и вправду - источник знаний. Что люди, устав от рекламных роликов и клипов, все чаще возвращаются к литературе спокойной и грамотной, и нам останется только пожелать нашим писателям вдохновения и хороших изданий. Книги нужны. Шоу-программы уже надоели и ничему нас не научили, хватит смотреть шоу и наслаждаться мыльными операми. Надо идти к живой культуре. Не надо менять её на кич. Давайте поступим наоборот: вернемся от телевизоров и Интернета в театры и библиотеки. Ведь мы же повзрослели, окрепли умом и готовы понимать настоящих Пушкина и Гоголя, Сервантеса и Маркеса. И всех, кто многие века и на многие века вносил свой вклад в сокровищницу культурного книжного наследия.
С праздником! С Всемирным днем книги и авторского права! Пусть он не так популярен, как другие гендерные и политические весенние праздники. Но по значимости превосходит их все.