Необходимость развивать в стране производства, связанные с глубокой переработкой, очевидна. Так, премьер-министр Дмитрий Медведев на прошедшем недавно X Красноярском экономическом форуме сказал: «Мне кажется ключевой идея о том, что мы должны развивать переработку на территории нашей страны, и на территории Сибири в том числе. Что бы там ни было, какими бы ни были цены на сырье, какими бы ни были актуальные сырьевые тренды, все равно переработку нужно затаскивать по всем направлениям на нашу территорию». Почему же не «затаскивается»? Есть ряд причин.
Первая — возрастающее влияние естественных монополий на экономику: до 70% российской экономики так или иначе от них зависит. При этом на данные предприятия приходится до 90% нарушений антимонопольного законодательства, 76% нарушений — на рынке банковских услуг и 50% нарушений — на рынке других финансовых услуг.
Вторая — высокая зависимость производителей продукции, содержащей алюминий, от бюджетного финансирования. Доля государства в закупках такой продукции составляет не менее 60% от объема рынка. Это не только не способствует конкуренции и принятию правильных управленческих решений, но и является дестабилизирующим фактором развития различных секторов перерабатывающей промышленности — бюджетные вливания в экономику происходят неравномерно в течение года, подчас деньги начинают «осваиваться» чиновниками в последнем квартале уходящего года.
Третья — коррупция. По информации российских производителей, большинство тендеров, проводимых госструктурами, так или иначе завязаны на получение откатов либо создание преференций «своим» посредническим структурам.
В совокупности это препятствует иностранным инвестициям в несырьевые секторы, что важно не только с экономической точки зрения, но и для возможности компенсировать нарастающее технологическое отставание отечественного машиностроения и перерабатывающих отраслей.
Четвертая — высокая стоимость заемного капитала. В РФ кредитная ставка составляет 12—18%, тогда как иностранные конкуренты могут привлечь финансирование под 7%.
Пятая — отсутствие у частного бизнеса возможности хеджирования сделок, тогда как иностранные производители как раз имеют такую возможность.
Шестая — возрастающая импортозависимость страны. Импорт алюминийсодержащей продукции сопоставим с потреблением первичного и вторичного алюминия, вместе взятых. При этом его рост не падал даже в кризисные 2008—2009 годы, когда все отечественные производители значительно сократили производство. Это говорит не только о возрастающей технологической зависимости страны от зарубежных производителей, но и о недальновидной политике ЦБ, поддерживающего высокий курс рубля и фактически способствующего росту импорта в ущерб отечественным производителям.
В итоге мы получаем снижение экспортного потенциала производителей алюминийсодержащей продукции. Сегодня они уступают свои доли не только на высококонкурентных рынках Европы и Азии, но и на рынках традиционного присутствия, в том числе в странах СНГ. Россия экспортирует алюминийсодержащей продукции на 100 тыс. т (в пересчете на алюминий) меньше, чем импортирует (всего около 300 тыс. т в алюминии).
Но эти проблемы вполне решаемы. Лучший тому пример — Казахстан, который еще в 2010 году принял государственную программу по поддержке несырьевых секторов экономики, к которым относятся и все отрасли, потребляющие алюминий. К 2015 году Казахстан планирует увеличить долю несырьевого экспорта не менее чем до 40% в общем объеме экспорта (для сравнения, доля несырьевого экспорта России составляет 8%). Снижение доли несырьевого экспорта России отражает не только рост объемов экспорта топлива, но и тот факт, что Россия теряет свою долю на рынках СНГ.
Вывод очевиден: Россия не может себе позволить зависимость от волатильности цен на сырье и обязана в ближайшие годы сделать рывок в сторону развития несырьевых секторов экономики. Поэтому в стране необходимо срочно разрабатывать и внедрять собственную комплексную национальную программу развития и поддержки несырьевых, высокотехнологичных производств, улучшения бизнес-климата, развития несырьевого экспорта и т.д.
На одной из конференций при обсуждении вопроса о недостаточном уровне потребления алюминия в стране один из выступавших недоумевал: «Вот говорят, что в США потребление алюминия в год на человека составляет 24 кг. Они его что, в гамбургеры кладут?» Достаточно долго у нас не было понимания, зачем нам «алюминий в гамбургерах». Сейчас понимание есть, а значит, должны последовать и конкретные действия. Во всяком случае российский бизнес этого ждет.
Сергей Бельский, директор по сбыту на рынках России и стран СНГ UC Rusal