На круглом столе в РАН обсудили справедливость в современной России
24 апреля 2013, 09:03 [«Аргументы Недели. Москва», Алексей Афонский, Москва ]
23 апреля в Институте философии РАН в Москве состоялся круглый стол, посвященный состоянию справедливости в современной России. На мероприятии побывал корреспондент "АН-Онлайн".
О статусе круглого стола говорило председательствование в нем директора Института философии Абдусалама Гусейнова. В своем вступительном слове он отметил, что вопрос наличия справедливости издавна является одним из ключевых на любом этапе становления отечественного гражданского общества, а потому подлежит периодическому обсуждению, том числе и с привлечением представителей научного сообщества.
Хронометраж выступления докладчиков был строго ограничен 15 минутами, что кардинально расходилось с их планами и приготовленным количеством материала. В своих речах участники дискуссии постоянно ссылались на цитаты великих ученых и философов различных времен, а также приводили исторические параллели с различными этапами развития России и становления государственности в стране.
Так, взявшая слово первой главный научный сотрудник Институт государства и права РАН Валентина Лапаева заявила, что среднестатистический россиянин задумывается о справедливости лишь при неблагоприятной экономической ситуации, в то время как на Западе этот вопрос является предметом постоянного обсуждения. В настоящее время российское гражданское общество находится в состоянии недоговороспособности, что в значительной степени способствует его расслоению на успешных людей и граждан, озабоченных лишь выживанием. Также ученый предложила собственное определение справедливости, являющейся, по ее мнению, договором между свободными равными субъектами, своеобразным антиподом зачастую царящего в обществе произвола.
В свою очередь ее коллега с Философского факультета МГУ Андрей Прокофьев попытался рассмотреть проблему справедливости с точки зрения эстетической мысли, зачастую противопоставляющей ее морали. Первое понятие неразрывно связано с системообразующими обязательствами человека, а второе представляет собой систему норм, ориентированную на конкретные ценности, основной из которых является ненасилие. При этом справедливость, по мнению Прокофьева, нередко носит принудительной характер, что делает ее самой ужасной из всех добродетелей.
Доктор философских наук Валентина Федотова предложила рассматривать в качестве главного показателя наличия или отсутствия справедливости возможность человека совершать те или иные действия по собственной воле, а политолог Григорий Канарш обратил внимание на востребованность и популярность в России националистических идей.
Главным же событием круглого стола стало выступление известного политолога Станислава Белковского, затронувшего религиозную сторону обсуждаемой темы. В своей речи он отметил, что главным субъектом справедливости является Бог, а сама справедливость нематериальна. Главной же потребностью человека, по его словам, во все времена оставалось востребованность в обществе, а основным стимулом жизни - преодоление одиночества. Именно социальная невостребованность зачастую становится основной причиной распространенности в той или иной стране психических заболеваний и даже склонности населения к суициду. По мнению Белковского, современное общественное устройство в России справедливо, чего нельзя сказать о периоде СССР, в котором общество зачастую не отвечало потребностям народа. Для нынешнего периода развития страны характерен беспрецедентный уровень бытовых свобод, а также солидарности совершенно разных слоев населения по основным жизненным вопросам.
В целом же участники дискуссии и присутствовавшие на ней зрители сошлись во мнении, что справедливость являлась одним из главных связующих звеньев общества во все периоды развития России, и настоящее время не является исключением. Более того, именно в нынешней точке на карте истории, отмеченной многочисленными финансовыми и политическими кризисами, вопрос справедливости становится ключевым и едва ли не единственным способным объединить совершенно разные слои общества.