В Белоруссии постоянно решаются вопросы правового регулирования вспомогательных репродуктивных технологий, сообщила член комиссии Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Светлана Шилова в Новосибирске на тридцать первом заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании по вопросам строительства Союзного государства на тему «Научный потенциал Белоруссии и России в области фундаментальных и прикладных исследований как важная составляющая инновационного развития Союзного государства».
Вместе с тем, по ее словам, существующие правовые нормы в данной сфере до настоящего времени были очень фрагментарны, так как затрагивали лишь отдельные аспекты возникающих проблем.
"Стали возникать серьезные коллизии по правомерности использования новой диагностической лечебной технологии, пошли большие судебные иски",- также отметила Светлана Шилова.
"В частности, было выявлено отсутствие нормативно-правовых актов, регламентирующих в таких случаях права врача, женщины, ее родственников, устанавливающих правомерность замораживания эмбрионов, яйцеклеток, сперматозоидов, определяющее сроки использования половых клеток и эмбрионов, права и обязанности доноров половых клеток, правовые и этические особенности суррогатного материнства и другие.
Остался также неразрешенным вопрос о возрасте супружеской пары или женщины, желающей воспользоваться методами вспомогательных репродуктивных технологий",- добавила она.
На основании выше изложенного, в Белоруссии с учетом мирового опыта и был разработан и уже принят в прошлом году Закон, направленный на обеспечение правовых и организационных основ применения инновационных технологий в репродукции.
В мире, рассказала Светлана Шилова, существует четыре модели правового регулирования отношений, которые складываются при вспомогательных репродуктивных технологиях: это австралийская, американская, европейская и постсоветская.
Каждая имеет свою особенность, однако Светлана Шилова отметила общие черты. Основная из них- это всеобщее признание необходимости законодательного регулирования ВРТ, целями такого регулирования выступают исключение возможности злоупотребления и чрезмерного вторжения в природу человека, обеспечение интересов и прав ребенка, зачатого с помощью ВРТ, а также закрепление возможностей использования репродуктивного донорства.
"Однако, из обозначенной выше целесообразности не следует необходимого законодательного признания зачатия моментом начала жизни. Эта дискуссия широко широко сейчас обсуждается среди ученых российского общества. Данный вопрос представляет собой онтологическую и религиозную проблемы, недоступные для исследования средствами правовой науки, что оставляет немалый простор для философской спекуляции",- отметила Светлана Шилова.
В Законе, регулирующем вопросы использования, вспомогательных репродуктивных технологий, установлен ряд объективных ограничений.
Кроме того, отражено право на привлечение как анонимных, так и неанонимных доноров половых клеток. В качестве последних могут выступать только родственники пациентов. В отношении пациентки, ее родственники женского пола, в отношении пациента его родственники мужского пола. Впервые на законодательном уровне установлен запрет на выбор пола будущего ребенка, при применении вспомогательных репродуктивных технологий. за исключением случаев возможностей наследования заболевания, связанного с полом, а также запрет на использование эмбрионов в научно-исследовательских целях. Существенные ограничения вводятся и на возможность использования невостребованных в результате применения ВРТ половых клеток.
Законом также определяются порядок и условия применения отдельных видов ВРТ, при этом допускается применение не только в отношении супружеских пар, но и в отношении женщины, которая имеет бесплодие, которая не состоит в браке.
"Определяющим в данном вопросе является расстройство репродуктивного здоровья женщины, а нее социальный фактор",- также рассказала парламентарий.