Очередной сезон сдачи деклараций о доходах и имуществе российских госчиновников, членов правительства и Администрации президента вновь привлек пристальное внимание СМИ. Как и следовало ожидать, без сенсаций и скандалов не обошлось и на этот раз.
Как известно, до недавних пор госслужащие были не обязаны отчитываться об имуществе и счетах своих супругов и несовершеннолетних детей. Это создавало возможности для манипуляции отчетами, поскольку на родственников можно было списать любой доход и любой актив, приносящий чиновнику не предусмотренную законодательством прибыль. Именно это нередко вело к публичным скандалам, самоотводам и увольнениям. Хотя были и ситуации, когда подобные скандалы раздувались искусственно.
В минувшую пятницу были опубликованы данные о доходах высокопоставленных чиновников администрации и правительства, и их ближайших родственников. Как обычно, никаких вопросов не вызвали декларации президента и премьера. Путин официально заработал в 2012 году 5,79 млн рублей, Медведев – 5,8 млн рублей. Самый высокий доход задекларировал первый вице-премьер Игорь Шувалов - 226 млн рублей. А самым богатым сенатором стал Дмитрий Ананьев – его доход составил 699 млн рублей. В собственности Ананьевых указаны 40 земельных участков, 4 жилых дома и 7 квартир.
В этом году впервые чиновники должны были официально отчитаться не только о своих доходах и доходах супругов, но и о семейных расходах, которые, как хорошо известно нередко в разы разы превышают официально подтвержденные доходы.
Кроме того, интерес общественности и прессы к декларациям значительно возрос и в связи с недавними скандалами ряда парламентариев незадекларированной недвижимости за рубежом.
Интересно, что нынешние отчеты, которые поступили в комиссию Госдумы по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе, позволяют предположить, что в ход пошли новые уловки и хитрости. Так, народные избранники в 2013 году задекларировали доходы заметно меньшего числа членов своих семей, чем в прошлом году. Как утверждают некоторые эксперты, некоторые депутаты явно пошли на фиктивные разводы, уводя из под контроля комиссии свою недвижимости и доходы вместе с как бы разведенными супругами. Хотя есть и другое, менее «криминальное», хотя и более циничное объяснение этому факту: выросшие по карьерной лестнице депутаты нередко находят себе более молодых спутниц и спутников, не стремясь официально оформить отношения.
После вынужденной отставки Пехтина и ухода из Совфеда сенатора Малкина, «забывших» указать ранее свою зарубежную недвижимость, под ответный огонь и обвинения в недобросовестном декларировании доходов и недвижимости попали и некоторые депутаты от оппозиции, в частности Дмитрий Гудков.
Прояснить ситуацию с доходами (своими и своей супруги) пришлось и Игорю Шувалову. Сама по себе практика перехода на работу в госструктуры управленцев из бизнеса распространена и является обычной не только у нас, но и за рубежом. В 1995-1996 годах Шувалов имел собственный бизнес в оптовой торговле, риэлторской и банковской сфере. В 1997 году, после приглашения на государственный пост, Шувалов передал заработанные ранее финансы в доверительное управление фонду, бенефициаром которого стала его жена Ольга Шувалова.
Подобный пример, указывают СМИ, есть и в московской мэрии – курирующий столичный транспорт Максим Ликсутов до перехода в команду Сергея Собянина был преуспевающим бизнесменом, и, согласно декларации, в 2012 году его заработок составил 270 млн рублей – что на 44 млн больше, чем у того же Игоря Шувалова.
Однако вокруг Шувалова страсти стали накаляться с подачи Алексея Навального, обратившего внимание, что в декларации за 2011 год активы супруги Шувалова указаны не были. На прошлой неделе вице-премьер специально встретился с главными редакторами российских СМИ и предъявил им полную версию декларации за 2011 год, в которой, по словам Алексея Венедиктова, были указаны и активы Ольги Шуваловой на Британских Виргинских островах.
При этом Шувалов пояснил, что в соответствии с действующим в прошлом году законом опубликованию подлежала только та часть декларации, которая отражала собственность чиновников, но не членов его семьи, которые являются частными лицами.
В прошлом году Шувалов перевел все свои активы из доверительного управления перевели в в так называемый «слепой траст», который не подразумевает возможности собственника управлять инвестициями и исключает возможность тех же чиновников лоббировать собственные интересы на государственной службе. Как отмечают специалисты, на Западе схема «слепого траста» среди чиновников практикуется уже несколько десятилетий, общепризнана и закреплена на законодательном уровне. В России она также могла бы снять много вопросов о происхождении капиталов и законности доходов бывших бизнесменов, занявших государственные посты.
Игорь Шувалов также сообщил, что недавно принял решение перевести иностранные активы семьи в Россию и уже готов к предстоящему запрету высокопоставленным госслужащим иметь счета за рубежом – соответствующий законопроект президента уже одобрен в первом чтении Госдумой.
«Игорь Шувалов обладает достаточным влиянием, поэтому своим шагом он может задать новый тренд среди российской политической элиты. В настоящее время он пытается сформировать в России такой механизм управления капиталами, который практикуется чиновниками в цивилизованных странах», - отметил политолог Алексей Мухин.
Менее, чем западные искушенное в вопросах уничтожения базы для коррупции и незаконного лоббирования российское законодательство пока не предусматривает налогов тому же «слепому трасту». Однако не исключено, что прецедент Игоря Шувалова подтолкнёт законодателей к поиску путей защиты интересов госслужащих, пришедших на государственные посты из бизнеса и созданию прозрачной схемы не только декларирования их доходов и расходов, но и возможностей законного приумножения ранее и законно заработанных капиталов.