Владимир Лепехин - директор института ЕврАзЭС, соучредитель экспертного клуба Е-8. Был депутатом Госдумы первого созыва, а затем долгое время консультантом. «АН-онлайн» расспросили известного эксперта о современной России, её внутренней и внешней политике.
АН: Владимир Анатольевич, как Вы оцениваете современные позиции «Единой России»? Есть ли вероятность того, что Общероссийский народный фронт – это новая опора для Путина?
В. Лепехин: Общероссийский Народный фронт – не новая опора для Владимира Путина, а дополнительная опора для правящей в России корпорации олигархической бюрократии. Опорой для Президента России могла бы стать полноценная и хотя бы двухпартийная политическая система, а не блок ОНФ в паре с «Единой Россией», который лично я рассматриваю как карикатуру на блок коммунистов и беспартийных советских времен.
Сегодня ничто не мешает российскому руководству выстроить полноценную многопартийную систему, оснащенную разного рода стабилизаторами. Например, федеральным законом о правовых гарантиях оппозиционной деятельности, расширением участия партии парламентского большинства в формировании правительства и проч. И «защитой от дурака», связанной, в частности, с расширением количества конституционных ветвей власти за счет нечиновных структур и уменьшения роли и веса в ней собственно бюрократии.
Однако российские чиновники предпочитают возрождать давно дискредитировавшие себя формы административно-политического доминирования. Блок «Едра» и ОНФ позволит партии власти удержать большинство в Государственной Думе по итогам следующих парламентских выборов, окончательно монополизировать законодательные собрания в регионах. Но наличие такого блока не обеспечивает политического развития России, а, напротив, тормозит его. За последние почти двадцать лет российская власть не придумала и не внедрила ни одной новой идеи, которая бы способствовала реальному развитию политической системы страны. Так что все т.н. политические партии, как и парламент в целом, сегодня в России не являются элементами демократической политической системы и представляют собой комичный придаток к исполнительной власти.
АН: Что Вы можете сказать о новом назначении Э. Набиуллиной? И какое будущее у Центробанка?
В. Лепехин: В случае, если бы Россия сохраняла динамику экономического роста на уровне хотя бы 4% в год, смена руководителя ЦБ с Сергея Игнатьева на Эльвиру Набиуллину не имело бы принципиального значения. Но 2012 год показал: в России падают темпы роста. В 2013 году эти темпы упадут еще больше. В этих условиях Россия просто обязана приступить к реализации новой финансовой и, как следствие, экономической политики. Таким образом, назначение на пост руководителя ЦБ Набиуллиной – очередная ошибка российского руководства. Назначение главой ЦБ бывшего министра экономики, не удивившего страну ни одним мало-мальски интересным проектом развития, означает, что власть предпочитает стабильное и как бы «контролируемое» падение российской экономики усилиям, связанным с обеспечением перехода России к принципиально новой стратегии развития.
АН: Что вы думаете о решении В.Путина провести внеплановые крупномасштабные учения в районе Черного моря? Украинская сторона расценила это как панику со стороны России, грузинская – напряженно отнеслась. Это первый вестник грядущих проблем? Каких последствий стоит ожидать?
В.Лепехин: Россия потерпела очередное тактическое поражение от сил Западной коалиции – теперь уже на Кипрском участке политэкономического фронта, но традиционно практически ничего не делает для того, чтобы извлечь уроки из поражения. В нынешней ситуации Россия обязана резко повысить эффективность российской внешней политики на средиземноморском направлении. Но наши чиновники предпочитают не действовать, а совершать разного рода демонстрационные пассы. Один из таких пассов - учения Черноморского флота, главная цель которых продемонстрировать, что больной больше жив, чем мертв. С моей точки зрения, Россия на этом плацдарме должна заниматься иными вопросами, например, удержанием Украины и, в первую очередь, того же Севастополя и вообще Крыма в интеграционном поле Евразийского союза и на общеславянской, братской волне.
АН: Какие рекомендации клуб «Е-8» и лично Вы можете дать в отношении ситуации вокруг Кипра? Последние события свидетельствуют о том, что в Кремле изменили изначальную позицию.
В. Лепехин: С моей точки зрения, российское руководство обязано использовать ситуацию на Кипре как повод для начала оздоровления экономики России.
Сегодня Объединенный Запад приступил к выстраиванию тоталитарной экономической системы, ставя под жесткий контроль финансовые институты европейских и иных стран. Мы прекрасно понимаем, что борьба Евросоюза с офшорами далека от благородных целей: главное здесь – установление контроля за любыми денежными потоками и авуарами на своей территории. Китай, в ответ на серию (греческий, кипрский и т.п.) аншлюсов в Европе, активизировал суверенизацию своей финансовой системы, опирающейся на укрепление золотого запаса, расширение расчетов в юанях, игнорирование требований ВТО. Россия, увы, не собирается переходить к новой финансовой политике.
Получив по шапке в Ливии, Сирии и на Кипре, крупные российские госкомпании сегодня устремились за валютными заказами и импортными поставками в Эфиопию, Танзанию, Бразилию и даже Уганду, чтобы в скором времени вновь получить по шапке. Вместо холостых дефиле российских кораблей по Черному морю, Россия должна перевести свою экономику на безофшорные рельсы, использовать факт экспроприации своих средств евробюрократией для встречных претензий к Евросоюзу вплоть до закрытия в России деятельности европейских банков и резкого сокращения расчетов с европейскими партнерами в евро. Понятно, что у России появятся новые проблемы. В частности, Европа заморозит решение вопроса об отмене визового режима. Но тут российское руководство должно решить: продолжать тактику самоудовлетворения обещаниями еврочиновников о скорой отмене визового режима или сохранить лицо и укрепить свои суверенитет и влияние в целях развития страны.
АН: Недавно директор Центра по изучению современного Ирана Раджаб Сафаров отметил, что Иран будет стремиться выйти на новый уровень отношений с Москвой и рассматривает возможность вступления в ШОС. Как Вы оцениваете перспективы практической реализации таких намерений? И к чему это может привести?
В. Лепехин: ШОС – организация, обеспечивающая рост геополитического влияния Китая. Россия в этой организации – рядовой член, который, увы, пока не способен извлекать дивиденды из названного членства. Быть в этой организации Ирану или не быть, решает Китай, а не Россия. И если Китай посчитает нужным включить Иран в ШОС, значит КНР имеет на эту страну какие-то виды. Пока у Китая таких видов нет. Нет особых видов на Иран и у России, как она не имела особых видов на Сирию вплоть до начала в этой стране вооруженного мятежа. Чтобы быть полноценным игроком на азиатском направлении, Россия должна принципиальным образом изменить свою внешнюю политику. Доктрина «мягкой силы», которую взяли на вооружение захватившие российский МИД либералы блокирует выработку Россией эффективной внешнеполитической доктрины и дезориентирует российскую дипломатию.
Клуб «Евразийская восьмерка» не так давно провозгласил два принципа, которые должны стать основой суверенной и эффективной внешней политики России. Первый принцип подразумевает приоритет «евразийских интересов» на постсоветском пространстве, второй предполагает укрепление «евразийской безопасности». Россия должна системно определиться со своей позицией по Ирану и вообще – по отношению ко всем странам Азии, чтобы кардинально переформатировать свою политику по отношению к ним.
Что же касается развития отношений с Ираном, то, с моей точки зрения, сегодня преждевременно включать эту страну в структуры с участием России – и не потому, что Иран не соответствует каким-то требованиям, но потому, что сама Россия сейчас не готова к выгодному для себя сотрудничеству с Ираном, но, блокируясь с Ираном, наверняка ухудшит отношения с многими партнерами по «большой двадцатке» или даже БРИКС.