В Суздале Росимущество отобрало у православной общины 13 храмов и пытается изъять по суду… мощи преподобного Евфимия Суздальского! Как такое возможно в православной стране? Почему молчит патриарх Кирилл? Дело в том, что суздальская община не относится к Московской патриархии и только способствует их разгрому. Но может ли конкуренция в духовной сфере опираться на административный ресурс?
Враг во Христе
В 1958 г. 19-летний кубанец Анатолий Русанцов постригся в монахи под именем Валентин. В 1973 г. ему дали приход в Суздале, а в 1987-м уже архимандрит Валентин резко высказался об отсутствии религиозной свободы в СССР. Церковное начальство хотело сослать его в Покров, но правдоруб выполнить архиерейский указ отказался. Валентин вместе со своим приходом перешёл в Русскую православную церковь за границей (РПЦЗ), которая тут же сделала его «архимандритом Суздальским и Владимирским». Московская патриархия запретила его в священнослужении, а в православной терминологии возник термин «Суздальский раскол».
С РПЦЗ Валентин тоже не ужился, создав Русскую православную автономную церковь (РПАЦ). В лучшие годы она объединила более 60 приходов, в том числе в Болгарии, Аргентине и США. Центром раскола оставался Суздаль, где у Валентина было больше храмов, чем у Московской патриархии. 20-летняя история «автономов» полна межконфессиональных разборок: кто-то уходил от «москвичей» к Валентину, кто-то возвращался обратно, покаяния перемежались с взаимными упрёками. Но не вызывает сомнения, что суздальские «раскольники» стали для Московской патриархии камушком в ботинке: получается, любой священник, которому не нравится власть архиерея, может расплеваться и уйти в раскол? Последней каплей стало проведение в 2008 г. Архиерейского собора РПАЦ – словно в традиционном православии. В том же году скончался глава Московской патриархии Алексий II (Ридигер), а на смену ему пришёл куда более жёсткий Кирилл (Гундяев). Уже на следующий год у Валентина начались серьёзные проблемы.
Территориальное управление Росимущества ещё осенью 2006 г. обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с требованием изъять у РПАЦ 13 суздальских храмов. Поводом стали «нарушения в эксплуатации», то есть поработали пожарные, санэпидемстанция и т.д. Суд поначалу отнёсся к иску вяло, поскольку по таким основаниям можно отобрать 80% церквей в России, а здесь речь и вовсе шла о храмах XIV–XVIII веков, которые ответчик восстановил из руин на собственные средства. Но в 2009 г. процесс словно приобрёл новую энергию: к октябрю у РПАЦ было изъято в пользу государства 14 церквей в Суздале, ещё по шести шли разбирательства.
Но, потеряв в итоге все храмы, ни одна община РПАЦ не распустилась. Службы совершаются в доме владыки Валентина на улице Теремки, который теперь называется Иверский Синодальный храм. Прихожане, большинство из которых пожилые женщины, приезжают из Владимира, Иванова и других городов, а в домашней молельной помещается не более 20 человек. Бабушки проводят аналогии с катакомбами, первыми христианами и пытаются… радоваться: дескать, Господь испытывает их веру на прочность, а значит, ему на них не наплевать. Их даже не сильно возмущает тот факт, что в роли львов-гонителей выступают такие же православные христиане, но претендующие на ведущие роли в общественной и политической жизни страны. Но аппетиты Москвы с древней суздальской недвижимости РПАЦ перешли и вовсе на божественное: вслед за храмами у неё решили отнять святыню – мощи преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских.
Мощи продакшн
Евфимий Суздальский в XIV веке основал Спасо-Евфимиев монастырь – огромную махину за крепостной стеной размером с половину Московского Кремля, в которой завещал похоронить себя князь Дмитрий Пожарский. В 1988 г. мощи преподобного передали из местного музея единственной тогда в Суздале православной общине во главе с Валентином. 24 года спустя, в 2012 г., начальник управления Росимущества по Владимирской области Владимир Горланов решил, что мощи «являются собственностью Российской Федерации и относятся к культурным объектам» и обратился в Арбитражный суд. Настоятель одного из храмов Московской патриархии написал соответствующее заявление в полицию, где к нему отнеслись с удивительной серьёзностью. По требованию участкового вскрыли раки с мощами, подняли пелены, чтобы полицейский смог воочию узреть святыню.
Тем временем, не выдержав этой бесовской свистопляски, в январе 2012-го года 72-летний Валентин умер – сердце. Вскоре в его дом явился судебный пристав описывать имущество, а в правоохранительные органы посыпались заявления, будто мощи вот-вот вывезут из Суздаля, чтобы продать… на чёрном рынке! Оказывается, существует и такой.
Случаи хищения мощей из храмов в последние годы регистрировались в Москве, Петербурге, Владивостоке. Преступления эти не случайные: остановили, например, монастырское авто, пригрозили оружием, забрали только раку с мощами. По словам директора Центра исследования и экспертизы христианских реликвий и артефактов при ВГУ Михаила Артеева, в России есть церковные спонсоры, готовые платить за то, чтобы в храме их города или коттеджного посёлка пребывали древние святыни. Соответственно, появляются и предложения мощей в Интернете. Встречается масса подделок: например, на онлайн-аукционе выставили «череп апостола Филиппа».
Кстати, частицами мощей Евфимия и Евфросинии Суздальских официально владеют не менее 25 епархий РПЦ: Москва, Иваново, Саратов, Воронеж и даже Биробиджан. Тем не менее у них никто не пытается изъять в госсобственность «объекты, представляющие культурную ценность религиозного характера, именуемые как мощи».
Логика владимирского Росимущества такова: мощи передавались православной общине, которая имела приходы. А раз храмы изъяты, то и община не может существовать. Тем не менее в феврале 2012 г. более 100 суздалян подписались под открытым письмом: «Невозможно описать всей лжи, клеветы, оскорблений и случаев попрания наших самых элементарных прав! Мы никому не желаем зла, не претендуем ни на чью собственность – мы хотим тихо и мирно молиться в соответствии с нашими убеждениями и канонами нашей веры. Мы не нарушаем никаких законов, не призываем никого их нарушать, проявляем полное законопослушание даже в тех случаях, когда нас осуждают совершенно неправосудно… Нас преследуют именно органы государственной власти и чиновники за то, что мы принадлежим не к «той Церкви», которую они, вопреки закону и здравому смыслу, считают «государственной». Русская православная церковь Московского патриархата, в интересах которой нас преследуют как «раскольников», имеет десятки храмов в Суздале, имеет тысячи мощей святых, неисчислимое множество икон и церковной утвари. Мы ещё можем понять, что этот патриархат не признаёт за нами никакого права на существование, но почему его не признаёт и светская, государственная власть? Почему она затевает неслыханный и кощунственный судебный процесс «по изъятию мощей», чего не было в России с 1921–22 гг. и что само по себе является средневековым варварством?»
– Согласно российской Конституции, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, – говорит юрист Мария Массалова. – Вероисповедание, если оно не призывает к каннибализму или экстремизму, не может быть запрещено. Этим пользуются и тоталитарные секты. Например, церковь сайентологии возникла после того, как Ассоциация психологов США отказалась признать дианетику, созданную Роном Хаббардом, наукой. Религия же не нуждается в признании экспертов, никто не вправе оценивать, правильно ли человек верит в Бога.
Не сошлись крестами
В мае 2012 г., аккурат на именины патриарха Кирилла, суд обязал РПАЦ передать «предмет иска» Росимуществу. В решении сказано: «Мощи православных святых имеют общероссийское значение не только для православной церкви, но и для истории русской культуры, археологии и антропологии, поэтому они подлежат внесению в состав Музейного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью»!
В преддверии визита патриарха Кирилла в Суздаль с верующими РПАЦ велась работа: кому-то пригрозили увольнением с работы (!), кому-то посоветовали не выходить из дома. Но торжественной передачи отсуженных мощей не состоялось, поскольку судебное решение было обжаловано и в законную силу пока не вступило. Тогда молодёжные активисты ЛДПР приехали в Суздаль и развернули под окнами Иверского храма транспарант: «Верните святые мощи!» В духе времени верующих называли «пособниками Госдепа». Ведь у РПАЦ есть приходы в США – всё сходится.
Однако в январе 2013 г. случилась неожиданность: окружной Арбитражный суд отменил решение первой инстанции об изъятии у верующих Суздаля мощей, а также постановил вернуть им все ранее взимавшиеся штрафы. Очевидно, что это не конец православного детектива…
В начале весны Суздаль ещё не испытывает притока туристов. Здесь нет железной дороги, автовокзал находится на окраине, а передвигаться проще всего ногами. Центр, где находится большинство изъятых у РПАЦ храмов, можно обойти за час. На некоторых из них блестят свежие таблички, говорящие о принадлежности к Московской патриархии. Но верующих внутри не заметно, а часть церквей и вовсе находится в запустении.
По словам преемника отца Валентина митрополита Феодора (Гинеевского), в Кресто-Никольском храме после изъятия закрыли воскресную школу, и три года не проводилось служб. Стоящие в низине Лазаревская и Антипьевская церкви подтопляются весной и осенью, потому что никто не занимается водоотводом. На колокольне Лазаревской церкви выросла берёза. В Иоанно-Предтеченском храме по стене пошла трещина, выпадают кирпичи, и есть опасность обрушения. Несмотря на тёплую погоду, подступы ко многим церквям завалены снегом – то есть не чистили несколько месяцев.
В некоторых храмах, являющихся памятниками федерального значения, заметна свежая кирпичная кладка и установлены стеклопакеты. Хорошо ли это для церквей, построенных во времена стояния на Угре? Есть ли вообще толк от пустых храмов? Последний молельный дом РПАЦ в Суздале напоминает осаждённый замок: решётки, запоры. Хотя городское УВД находится через дорогу, а его сотрудники носят такие же православные кресты.