В предыдущем номере «АН» была опубликована статья «Дорогая Вега». К сожалению, приведённые в ней факты о деятельности предприятия интерпретированы необъективно. В результате у читателей могло сложиться неправильное мнение о работе одной из ведущих интегрированных структур радиоэлектронной промышленности России. Заместитель генерального конструктора концерна «Вега» В. Шахгеданов изложил свой взгляд на проблемы, описанные в статье, и ответил на вопросы главного редактора газеты «Аргументы недели» А. Угланова.
- Вартан Нерсесович, расскажите, что на самом деле происходит с самолётом Ту-214ОН?
– Высшим военно-политическим руководством страны ОАО «Концерн «Вега» поручено создать Авиационную систему наблюдения «Открытое небо» (АСН ОН). В этот авиационный комплекс входит собственно самолёт, с бортовым комплексом аппаратуры наблюдения, а также средства, необходимые для контроля характеристик системы (наземный комплекс контрольных мер) и реализации полученной информации (наземный комплекс сбора и обработки данных). Кроме того, в состав АСН ОН входят и учебно-тренировочные средства.
В качестве самолёта наблюдения на базе пассажирского самолёта Ту-214 совместно с ОАО «Туполев» и создан самолёт Ту-214ОН.
– Сколько таких самолётов нужно России, и в каком состоянии находится работа по их созданию?
– Для выполнения ВВС России квоты полётов (42 в год), предусмотренной Договором «Открытое небо» (ДОН), принято решение об изготовлении двух самолётов Ту-214ОН.
Первый из них успешно прошёл предварительные испытания и находится на заводе (ОАО «КАПО им. Горбунова»), где завершена его подготовка к государственным испытаниям. Эти испытания начнутся в апреле и будут завершены, как мы предполагаем, в июле текущего года. После их завершения самолёт будет готов к передаче заказчику. Оговорюсь, что первоначально на первом Ту-214ОН предполагалась установка плёночных аэрофотокамер, но в процессе работы Министерство обороны приняло решение об укомплектовании двух бортов комплексами цифровых аэрофотокамер (ЦАФА).
В соответствии с договором второй самолёт будет передан заказчику до конца 2013 года. Все работы идут в соответствии с утверждёнными планами при соблюдении согласованных графиков.
– Каковы возможности этой авиационной системы, можно ли её сравнить с иностранными аналогами?
– Концерн «Вега», как головной разработчик АСН ОН, создал комплекс бортовой аппаратуры наблюдения, а также провёл интеграцию в него покупной аппаратуры. Нами разработаны программы и алгоритмы получения, обработки и документирования информации, осуществлялась общая координация работы предприятий-соисполнителей.
Возможности бортовой аппаратуры по разрешающей способности средств наблюдения строго ограничены требованиями ДОН, поэтому в ней невозможно полностью реализовать сегодняшний уровень разработок средств воздушного мониторинга. Но, по мнению иностранных специалистов, имевших возможность ознакомиться с самолётом Ту-214ОН на авиасалоне МАКС-2011, это лучшая в мире авиационная система для исполнения миссий в рамках ДОН. Ему нет аналогов по удобству и оперативности получения и обработки информации. Он способен применять все разрешённые договором виды воздушного мониторинга земной поверхности одновременно, обрабатывать огромные массивы получаемой информации и передавать их для анализа в цифровом формате установленного протокола отечественному потребителю и инспектируемой стране.
Самолёт будет совершать длительные трансконтинентальные перелёты. Поэтому достаточно много внимания уделено комфорту экипажа, инспекторской группы наблюдателей иностранных государств, участвующих в проведении миссий.
– Как идёт работа по другим направлениям научно-технических разработок предприятий концерна?
– Концерн «Вега» осуществляет работу по целому ряду направлений создания комплексов и систем, стратегически важных для обороноспособности страны. В первую очередь это разработка авиационных комплексов радиолокационного дозора и наведения. На настоящий момент только Россия и США в состоянии самостоятельно разрабатывать подобные системы. По техническому заданию ВВС России нами проведена глубокая модернизация самолёта А-50 с доведением его характеристик до современного уровня. Заказчику переданы два модернизированных самолёта А-50У. Доработка всего наличного парка самолётов А-50 в соответствии с утверждёнными параметрами гособоронзаказа будет проведена в течение ближайших нескольких лет. Российские лётчики, эксплуатирующие А-50У в строевой части, дают высокую оценку боевым возможностям модернизированного самолёта.
В активной фазе находится работа по созданию перспективного авиационного комплекса РЛДН, известного как самолёт А-100. Этот уникальный проект является показателем технологических и интеллектуальных возможностей страны. В Министерстве обороны создана специальная комиссия под председательством Главкома ВВС России генерал-лейтенанта Виктора Бондарева, осуществляющая постоянный контроль хода работ над созданием перспективного межвидового авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения. В феврале сего года Главнокомандующий и генеральный конструктор Владимир Верба с группой специалистов предприятия и МО посетили основные предприятия кооперации по созданию самолёта А-100. Им были продемонстрированы в металле основные элементы будущего комплекса, включая самолёт-носитель, обтекатели антенн, уникальную активную фазированную антенную решётку, автоматизированные рабочие места и стойки боевой информационно-управляющей системы, узлы бортовой аппаратуры радиотехнического комплекса.
На совещаниях с руководителями предприятий кооперации, прошедших во время поездки, была подчёркнута особая важность дисциплины исполнения гособоронзаказа. Рассматривался вопрос принятия ряда организационных и технических решений, связанных с оптимизацией расходов и последовательности выполнения основных этапов создания и испытаний самолёта.
За счёт выделенных в рамках Федеральной целевой программы бюджетных и собственных средств концерн «Вега» завершает работу по созданию комплексного испытательного стенда, на котором будет вестись комплексная отработка аппаратуры самолёта А-100.
Говорить что-то о конкретных технических характеристиках АК РЛДН невозможно из-за секретности работы. Но, судя по полученным техническим решениям, перспективный российский АК РЛДН ни в чём не будет уступать зарубежным аналогам, а по ряду параметров превзойдёт их.
Многое делается в концерне и по развитию беспилотной техники. В 2012 году одним из предприятий концерна выигран тендер Минобороны России по беспилотному комплексу малой дальности, в котором используются созданные и улучшенные технические решения. Кроме этого в инициативном порядке за счёт собственных средств создаётся современный беспилотный комплекс, который может быть востребован потребителями силовых структур и гражданского сектора.
Растиражированные в 2009 году прессой сведения о якобы выделенных концерну на создание беспилотных средств пяти (а в некоторых изданиях и десяти) миллиардах рублей, мягко говоря, не соответствуют действительности.
Мы призываем СМИ к объективному и ответственному освещению деятельности и проблем ОПК в целом и концерна «Вега» в частности. К сожалению, из-за секретности наших разработок мы не всегда можем дать полную и исчерпывающую информацию о них. Но всегда стремимся к продуктивному диалогу с журналистским сообществом.