Продажи водки в российских регионах упали на 20-25 процентов за январь-февраль этого года, сообщают участники розничного рынка. Они связывают падение потребления водки с повышением минимальной розничной цены и ростом акцизов.
Потребители низкого ценового сегмента активно переходят на нелегальный алкоголь и спиртосодержащие жидкости. Кроме того, в приграничных регионах пьющие россияне начали покупать контрабандный алкоголь, поскольку в Калининграде водка стоит дороже, чем в Польше и Литве, контрабандная водка из Казахстана идет по 70 рублей.
В Москве конечно традиции самогоноварения нет, поэтому продажи водки упали менее существенно, чем в других городах страны, рассказали ритейлеры газете «РБК daily».
Производство легальной водки тоже упало из-за падения продаж - выпуск снизился по сравнению с прошлым годом на 30,3 процента, по сведениям Росстата. Большинство компаний сократили производство, некоторые заводы были вынуждены временно закрыться – по ним ударили акцизы.
Цены на водку выросли с 1 января 2013 года в связи с повышением минимальной цены до 170 рублей за 0,5 литра, а также ростом акцизов на 25 процентов. В Центре разработки национальной алкогольной политики заявили, что к 2020 году цена на пол-литра водки может составить тысячу рублей. Чиновники таким образом, по их мнению, борются с потреблением алкоголя, однако тем самым загоняют потребителей в нелегальную нишу сомнительных напитков низкого качества. Потребление алкоголя определяется вовсе не его ценой, а состоянием общества – социальным, психологическим, традиционным укладом. В народном анекдоте дочка спрашивает у папы: «Водка подорожала, папа, ты будешь меньше пить?» - «Нет, дочка, это ты будешь меньше есть», - отвечает милый родитель.