«С полной уверенностью могу сказать, что на судах компаний, входящих в состав нашего объединения, и безопасность, и хороший уровень комфорта в предстоящую на реках и каналах навигацию 2013 года мы гарантируем», — говорит Евгений Зубарев, президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга.
В Петербурге и раньше с этим особых проблем не было, однако в последние два года из-за известных событий многочисленные контролирующие органы «гайки» затягивают все туже. В результате к началу навигации 2013 года все легальные перевозчики должны разработать и реализовать новые требования в рамках системы управления безопасностью пассажиров. «И не только внедрить их, но и обучить по особой программе отдельных специалистов, которые обязательно должны иметь высшее или среднее техническое профессиональное образование, — констатирует Евгений Зубарев. — Первая группа уже приступила к занятиям, а за ней последуют и другие». Причем право на обучение получили только некоторые учебные заведения, которые были отобраны «наверху». Впрочем, как и компании, которые сейчас реализуют дополнительные меры по укреплению транспортной безопасности.
В этом году все суда, осуществляющие перевозку пассажиров, должны быть оснащены и системами ГЛОНАСС: один комплект стоит около 130 тыс. рублей. «Деньги значимые, но нам удалось за счет закупки большого числа комплектов значительно снизить цену, — отмечает президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга. — Мы их одновременно закупили 90, поэтому получили не только скидку, но и возможность оплатить часть суммы летом, когда у компаний — членов ассоциации за счет перевозки пассажиров появятся деньги».
Происходит изменение и класса судов, на которых в Петербурге по рекам и каналам возят пассажиров. С соответствующими, конечно, переменами в интерьерах. «Раньше подавляющая часть наших судов соответствовала классу Л 06: им разрешалось ходить не только по каналам, но и эпизодически выходить в Неву, — говорит Валерий Зубарев. — Но требования стали жестче, и сейчас суда переходят в класс Р 06: для этого понадобилось их значительно переоборудовать. Только на эти цели, с учетом затрат на каждое судно от 300 до 800 тыс. рублей, члены ассоциации потратили до 28 млн рублей. Однако даже этим дело не закончилось: в прошлом году вступил в силу новый технический регламент, который предполагает еще большее повышение класса судов (до Р 1 и 2). Поэтому осенью их снова ждет переоборудование: в этот класс перейдут судов 60, а остальным придется ходить только по каналам и малым рекам».
Кроме проблем, есть и достижения. Например, в прошлом году владельцам «внутренних» пассажирских судов города удалось договориться с портовым руководством о том, что выполнение их рейсов может происходить одновременно с выходом или заходом в Петербург крупных грузовых судов и пассажирских лайнеров. «Раньше нашим судам приходилось подолгу ждать, но теперь мы отработали систему, благодаря которой движение может происходить одновременно, с соблюдением всех мер безопасности, — констатирует Евгений Зубарев. — Благодаря этому в 2012-м на скоростных судах нам удалось перевезти на 100 тыс. человек больше». В определенной мере способствовало этому и появление на месте будущего речного порта двух новых причалов: сейчас часть пассажиров круизных лайнеров, ошвартованных в «Морском фасаде», можно, пересадив на скоростные суда, напрямую отправлять в Петергоф.
Поэтому с безопасностью в предстоящей навигации на реках и каналах все будет в порядке. А вот сколько будет стоить билет, пока не совсем ясно. Точно можно сказать одно: не меньше, чем год назад…