Лето 2010 года вряд ли забудут жители Подмосковья, Нижегородской, Владимирской, Рязанской областей и других российских регионов. Население регионов самоотверженно боролось за спасение всего живого от природной стихии.
Было и такое - отдельные жители районов, охваченных пожарами, в погоне за обещанными денежными компенсациями поджигали собственные дома. Было в тот год, что так называемые «арендаторы» в расчете на выделение новых лесосек имитировали пожары на уже спиленных делянках, сообщает электронное издание "АПН".
Известная тема - кому природная стихия, а кому и кормилица. Что изменилось за почти три года. Отстроились новые деревни, выплачены компенсации. Награждены герои. Возможно, результаты произошедшего досконально проанализированы, найдены причины, сделаны необходимые выводы.
Но что в действительности. Например, в Рязанской области.
Судя по высказываниям отдельных местных руководителей и подчиненных им министров, причиной возникновения пожаров стал природный катаклизм - крайне засушливое лето. По их словам, такого лета якобы не было в губернии с 1974 года, когда бушевали похожие пожары, пишет издание.
Простое объяснение. И версия политически удобная. Удобная потому, что не требует досконального и серьезного разбора. Не повлечет поиска и наказания виновных в том, что трагедия имела серьезнейшие масштабы. Некоторые же ответственные должностные лица из правоохранительных органов и прокуратуры в разговорах за «рюмкой чая» предпочитают обсуждать другую версию произошедшего.
Согласно этой версии, действительной причиной возникновения серьезных пожаров стали умышленные поджоги, совершенные арендаторами леса. Говорят, их было даже две. Первая – традиционная – чтобы получить дополнительный порубочный билет на новые делянки и кварталы, подпорченные пожаром. Хвойный лес — не лиственный. Корни сосны по сравнению с той же березой распространяются ближе к поверхности почвы. Хвойный лес не выживает ни при каком пожаре. Сосны надо рубить. Иначе за 2-3 года дерево высыхает, падает под воздействием ветра или собственной тяжести. Со временем образуется бурелом - пожароопасно и эстетически не красиво. Лесники фиксируют факт пожара и немедленно выписывают порубочный билет в адрес ближайшего арендатора.
Все четко, понятно и вполне по-коммерчески. Для лесника: нет бурелома. А у арендатора есть гарантированная загруженность и соответственно – барыш. Пожары, провоцируемые такими поджогами, происходят в Рязанской области практически каждое лето, сообщает АПН. И лето 2010-го не отличалось от прежних. А засуха спровоцировала бесконтрольное распространение огня на большие территории.
Местные правоохранители называют и вторую цель поджогов: стремление крупных арендаторов скрыть истинные масштабы незаконно вырубленного леса, сообщает АПН. Кому придет на ум после такой катастрофы считать делянки.
Напомним, самые сильные и неконтролируемые пожары в 2010 году произошли в районе рязанских деревень Солотча, Криуша, Кельцы и Передельцы. Основным арендатором леса здесь является ООО «Лесопромышленная компания».
Далее ближе у бизнесу. горелый лес никому и даром не нужен. Масштабы лесных пожаров на Рязанщине видны до сих пор. Прокатитесь по автотрассе Рязань-Касимов. Кстати, горельники до сих пор так и не успели разобрать и повырубить. Но замечают водители лесовозы доверху загруженные свеженапиленным лесом и совсем не горелым, передает АПН. Оказывается, лес везут из Солотчинского района.
А что с горелым лесом? Правительство велело развивать высокотехнологе производство. Сосны не идут на то, чтобы «гнать» кругляк, брус, да доски? Зажрались? Может китайцев пригласить? Они быстро разберутся, куда горелый лес пристроить.
Но перспективы развития в Рязанской области деревообрабатывающей отрасли все-таки имеются. Хотя и весьма туманные, сообщает АПН.
Напомним, Рязанская область является дотационным регионом и чуть ли не банкротом.
Есть правительственный приказ от 2007 года: «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». В декабре 2008 года на базе этого постановления Министерством промышленности и торговли России был выпущен приказ №470, утвердивший условия инвестиционного проекта с участием, на минуточку, того же ООО «Лесопромышленная компания». Проект был включен в перечень приоритетных для Рязанской области и предусматривал строительство и запуск в районе поселка Дубровичи (недалеко от поселка Солотча) лесоперерабатывающего комплекса европейского уровня по глубокой переработке низкосортной древесины и производству современных деревосодержащих строительных материалов и изделий. Общий объем капиталовложений со стороны ООО «Лесопромышленная компания» должен был составить более полумиллиарда рублей. Готовность комплекса к запуску была запланирована еще к концу 2011 года.
Инвестиционный проект с этим ООО до сегодняшнего дня так и остался на бумаге, завершает свое расследование АПН.