Миграционная служба, ОМОН и казаки украсили своим присутствием представление документального спектакля, поставленного в Сахаровском центре швейцарским режиссером по мотивам политических процессов в России.
Являлись неожиданные участники действа по очереди – вначале пришли сотрудники миграционной службы, чтобы проверить документы у иностранцев из Швейцарии и Германии, которые снимали спектакль, потом подтянулся ОМОН, якобы вызванный вечно загадочной «группой граждан», а к ним и казаки, уже ставшие обязательным атрибутом сколько-нибудь острого художественного действия. Постановки были посвящены противостоянию художников и православных активистов. При этом официальный представитель ФМС заявила, что руководство миграционной службы не в курсе происходящего в Сахаровском центре.
Галерист Марат Гельман уже поблагодарил власть и казаков за то, что они сделали спектакль событием: «По сути, произошло то, что власть взяла и сделала спектакль, который бы так и остался в рамках своего культурного контекста, национальным событием. Это наши органы очень хорошо умеют делать, и в результате о спектакле узнали все, кто только мог. За это огромное спасибо исполнительной власти». Художник справедливо полагает, что «Казаки и ОМОН – это чистая эманация чьей-то конкретной политической воли, довольно нелепо и глупо существующей. Безусловно, за ней нет никаких граждан. Среди участников спектакля, действительно, были люди различных взглядов и позиций. А это (казаки, ОМОН), выражаясь интернет-языком, такие боты, которые отыгрывали другую, данную им кем-то роль».
Действительно, кто-то же снабжает все эти группы «граждан и казаков» информацией, средствами, чтобы прибыть, и наряжает их в форму? Ведь вызов ОМОНа стоит государству определенных средств, а штаны с лампасами и шапку волосатую справить не в 3 копейки встанет – и чем-то же вся эта компания себе на жизнь зарабатывает, что может посреди бела дня сорваться и примчаться, к примеру, толпой на выставку современного искусства, по тревоге напялив галуны и медали, и вставив в уши серьгу?
Политик Ирина Хакамада считает, что новые веяния в виде казаков и ОМОНа на спектаклях можно назвать past-модернизмом: «В модернистском оформлении прошлого можно долго фантазировать, но последствия для страны не обретут даже мелких черт модернизма… Все будет как всегда, жестоко и трагично. И никакие островки креативной свободы типа Парка Культуры не спасут».
Может быть, пора казакам уже организовать ООО «Мракобес» и начать брать деньги за раскрутку выставок и спектаклей – а то мощный пар уходит все-таки в свисток, можно было бы и пользу принести, вкладывая средства в культуру. Появление казаков с ОМОНом станут настоящим критерием остроты и яркости спектакля или выставки – «Казаки с ОМОНом были?» - «А как же!» - «Тогда это настоящий успех!», или «Даже казаков не было, смотреть не на что, полный отстой…»