Случайный прохожий
21 февраля 2013, 09:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]
Управляющая компания – порождение 2000-х годов, довольно нелепое жилищно-коммунальное существо, выступающее посредником между людьми, оплачивающими коммунальные услуги, и теми, кто эти услуги предоставляет. Выставлять бы это существо в кунсткамере, но нет – оно гуляет на свободе.
Наверное, этот текст начинался бы с совсем иных слов, если бы управляющие компании (УК – аббревиатура, которую нетрудно спутать с другой, Уголовным кодексом) были именно тем, чем они задумывались в сфере ЖКХ. А именно – структурами, избавляющими жильцов многоквартирных домов от лишних хлопот: заключения договоров с электросетями, газовиками, водоканалом, а также необходимости оплачивать услуги каждой из этих компаний отдельно. Однако так повелось, что хлопот они только добавляют. Более того, иногда УК оказываются словно бы вне закона – с такой ситуацией столкнулся житель Волгограда, инвалид II группы и ребенок Сталинграда Анатолий Григорьев.
Несколько лет назад многоквартирный дом по улице Чуйкова, где Анатолий Сергеевич проживает вместе с женой, оказался в ведомстве управляющей компании «Жилкомфорт». Все это время организация исправно присылает платежки, где значатся ежемесячные суммы за содержание общего имущества, воду, свет, вывоз мусора, управление – но при этом договор с жильцами, положенный по закону, до сих пор не заключен. То есть в свое время не проводилось никакого общего собрания, на котором было бы решено: мы, жильцы дома №45 по улице В. И. Чуйкова, согласны на то, чтобы нашим жилищно-коммунальным хозяйством управлял «Жилкомфорт», и, соответственно, ему мы будем оплачивать счета. Договора, подтверждающего такое согласие с обеих сторон, нет: просто в какой-то момент УК над жильцами появилась как данность.
Мы привыкли поклоняться данности, какими бы убогими ни были ее мерила, но ведь такая ситуация просто нелепа! «Почему за газ я плачу напрямую «Газпром межрегионгазу», а за свет и воду должен платить через посредников, да еще и таких, с которыми я не заключал соответствующего договора?» – задался вопросом пенсионер Анатолий Григорьев, в прошлом крупный начальник в волгоградской промышленности. Задумавшись об этом, он решил не оплачивать услуги, указанные в платежке от УК, пока ситуация с договором не будет решена. Анатолий Сергеевич обратился в прокуратуру, отметив, что УК не выполняет свои обязательства – и именно поэтому, он, как человек, проживающий на подведомственной управляющей компании территории, отказывается от оплаты.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 445, п. 4), если «сторона… уклоняется от заключения договора, другая сторона вправе обратиться в суд о понуждении заключить договор». Кроме того, в том же пункте отмечено, что «сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные ей убытки». Что это значит, если перевести с юридического языка? Все просто: если договора между жильцами и управляющей компанией нет (либо он подписан без соблюдения необходимых процедур – например, без коллективного собрания, где большинство высказалось за подписание этого документа), то оплата со стороны жильцов идет, по сути, неизвестно куда. С парой небольших оговорок, это все равно, что ежемесячно отдавать свои деньги случайному прохожему, надеясь, что он донесет их до электросетей и оплатит ваши счета.
Неудивительно, что долг управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями (электросетями, водоканалом и т. д.) только увеличивается: случайный прохожий, прямо скажем, нечасто доносит переданные ему деньги до нужного места. Чтобы миновать этого случайного прохожего, Анатолий Григорьев решил оплачивать свет и воду напрямую, без УК: законодательством (а именно ст. 155 п. 7.1 Жилищного кодекса) такая возможность предусмотрена – при условии, что с этим будут согласны остальные жильцы. Однако электросети отказались предоставить Анатолию Сергеевичу возможно платить непосредственно им, едва услышав, что его управляющая компания – это «Жилкомфорт». Получается замкнутый круг: УК почему-то не торопится подписывать договор с жильцами, жильцы за редчайшим исключением исправно платят, но при этом долги УК перед ресурсоснабжающими организациями только растут. Очевидно, что деньги исчезают где-то на пути из квартиры к поставщику, но поставщик тем не менее не хочет (или, точнее, опасается), чтобы ему платили напрямую.
Кстати, нередка и такая ситуация: когда долги управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией зашкаливают, компания попросту ликвидируется. А поскольку никакого договора с жильцами у нее не было, она не обязана даже предупреждать их об этом. Есть также схема, формально законная, но по сути своей близкая к мошеннической: управляющая компания перепродается третьему лицу вместе со всеми долгами, но когда ресурсоснабжающие организации начинают долг требовать, тот объявляет себя банкротом. Сделав это, он просит заплатить долги из бюджета: ну как же, я же не могу оказывать услуги населению, им же вот-вот отключат воду и свет! И бюджет выделяет деньги, куда деваться – не до социального взрыва же доводить ситуацию.
Анатолий Григорьев в своей битве за право оплачивать счета без посредников – или, точнее, за право не отдавать свои деньги тому, с кем у него нет даже договора, – пока что терпит поражения, и долг его продолжает расти. Но ситуация, что называется, симптоматичная.
– У нас большинство людей юридически безграмотны, особенно среди советского поколения. Почему? Потому что мы в советское время верили власти, и ее слово, независимо от того, маленький чиновник его произносит или большой, было для нас законом. Теперь мы разуверились во власти. А раз я этому чиновнику не верю, то и платить ему не буду, – такова позиция Анатолия Сергеевича.
Проблема в том, что это только его позиция, а не всех жителей многоквартирных домов: мы продолжаем платить непонятно кому непонятно за что, не желая разобраться в платежных тонкостях. Займи большинство принципиальную позицию, встань в позу – ситуация разрешилась бы стремительно. А так случаи вроде описанного выше остаются всего лишь юридическими казусами.
Герман СЕРГЕЕВ