В Петербурге, в реанимации Военно-медицинской академии имени Кирова скончался, так и не доделав фильм по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» режиссер и сценарист Алексей Юрьевич Герман.
Петербуржец, сын писателя Юрия Германа, автора романов «Один год», «Россия молодая», «Подполковник медицинской службы», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за всё», родился в 1938 году. Учился в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии у великого Григория Козинцева, работал режиссером Большом драматическом театре с неповторимым Георгием Товстоноговым.
На «Ленфильм» пришел в 1964 году. Был вторым режиссером у Владимира Венгеров («Рабочий посёлок» - 1965 год). Сделал всего четыре фильма: «Проверка на дорогах» (1971-1985 - по повести Юрия Германа «Операция «С новым Годом!»); «Двадцать дней без войны» (1976 - по повести Константина Симонова); «Мой друг Иван Лапшин» (1984 - по повести Юрия Германа); «Хрусталёв, машину!» (1998). Так и незаконченнойосталась «История арканарской резни» по повести Стругацких…
Каждый его фильм - многолетний труд, глубокое философское исследование, простое по форме, но столь насыщенное по содержанию, воистину патриотичное и честное – шокировал начальство всех сортов и фасонов так, что его ленты десятилетиями боялись выпускать на публику: слишком внятно в них читается правда, которую так не хочется признавать.
Художник, непростой и нелегкий, жестокий по отношению к себе и другим, видел свой путь российского кинематографа, он шел по нему, вступая в конфликты не только с чиновниками, но и с равными ему товарищами по цеху. Пытаясь остановить развал своей альма-матер - «Ленфильма», так и не смог найти общую точку защиты даже с другим петербуржским титаном-кинематографистом Александром Сокуровым…
Но сейчас это все в прошлом.
Сейчас самое главное – у нас есть «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин» и «Хрусталёв, машину!» - их нужно смотреть, чтобы понять, как важно и трудно стремиться быть богом.