> Удастся ли РЖД покорить джунгли Эквадора? - Аргументы Недели

//Общество

Удастся ли РЖД покорить джунгли Эквадора?

16 февраля 2013, 10:02 [«Аргументы Недели», Сергей Балмасов ]

ОАО «РЖД» намерено побороться за контракты в Эквадоре, общий объем которых может составить два млрд долларов. Однако исход этой борьбы во многом зависит от результатов всеобщих выборов в этой стране (президентские, парламентские, местные, выборы мэров и губернаторов), на которых проамериканская оппозиция готовится дать решающий бой «ставленнику» Уго Чавеса Рафаэлю Корреа.

Еще один вызов для ОАО «РЖД» – растущее влияние в Эквадоре КНР, обусловленное зависимостью этой страны от китайских кредитов, что делает более привлекательными вероятные заявки из Поднебесной.

Сейчас эквадорское руководство пытается восстановить железные дороги страны, фактически уничтоженную стихией катаклизмами в 1980-90-е гг. и соединить их с железнодорожными линиями Колумбии и Перу. По замыслу нынешнего президента страны Рафаэля Корреа, это является одной из возможностей для стимулирования развития экономики и туризма. Не случайно, что в 2010-м г. он назвал железную дорогу «национальным культурным наследием», указав, что ее восстановление является приоритетной государственной задачей.

Наиболее активно до недавнего времени железные дороги использовались для туристических нужд (отрезки между Кито и Боличе, маршрут Алауси-Сибамбе, участки Ягуачи-Дуран и Тамбо-Койоктор). Год от года страна испытывала увеличение потока иностранных туристов, которых привлекали не только памятники цивилизации инков, но и богатая природа страны. Однако в последние годы транспортные коммуникации играют все большую роль и для добычи полезных ископаемых, прежде всего, нефти. 

К настоящему времени властям страны удалось восстановить движение по линиям Риобамба — Урбина — Амбато, Куэнка - Эль-Тамбо, Кито-Латакунга. Кроме того, имеется немногим более 200 км путей, соединяющих Кито и Национальный парк Котопакси, Ибарра и Премьер-Пасо, а также отрезок между Риобамба и Сибамба. Между тем, значительная часть этих коммуникаций нуждается в комплексной модернизации.

Сейчас на первоочередные железнодорожные проекты потребуется два млрд долларов. Но скорее всего, затраты могут быть на порядок больше, поскольку на действующих линиях не устранена одна из главных проблем железнодорожной отрасли Эквадора – аварийность. Так, в декабре 2011 г. сошёл с рельс поезд с президентом Корреа, совершавшим пробный запуск по только что открытой линии Ибарра-Салинас протяженностью 30 км, строительство которой обошлось эквадорскому бюджету в шесть млн долларов.

Одной из главных причин крушений на железных дорогах страны считается не только особенность природных условий (до недавнего времени их прокладывали в горной местности, избегая строительства тоннелей), но и проблема с переизбытком балласта под бетонными опорами шпал. В 2011 г. власти страны начали её решать на отдельных маршрутах. Однако её комплексное устранение потребует проведения дополнительных работ практически по всему периметру железнодорожной сети страны. Кроме того, подвижной состав также выработал свой ресурс: большая часть локомотивов и вагоны прибыли в страну в 1992 г. и до сих пор в эксплуатации находятся паровозы. Устаревшие инфраструктура и подвижной состав негативно отражаются и на скорости движения, которая считается по мировым меркам недопустимо низкой (на ряде направлений 7.5-10 км в час).     

Что касается российских планов, то, несмотря на в целом благожелательное отношение эквадорских властей к России вообще и представителям российских компаний в частности, РЖД будет достаточно трудно выиграть тендеры в этой стране. Её руководству следует учитывать то, что активное участие в модернизации местной железнодорожной отрасли уже принимают испанские компании Renfe и Feve, успевшие создать здесь себе вполне определенную сложившуюся репутацию.

В числе фаворитов на поставки подвижного состава числятся и французские компании. Но главными потенциальными конкурентами для РЖД могут стать китайские компании, учитывая тот факт, что КНР является в данный момент главным валютным донором Эквадора. 

Тем не менее, учитывая тесные связи Р.Корреа с Уго Чавесом, одним из наиболее расположенных к России лидеров, компания РЖД может надеяться на победу, по крайней мере, в части тендеров. Так, российская компания в первую очередь намерена бороться за контракт по оборудованию современными средствами безопасности линию Кито–Гуаякиль, стоимость которого может превысить 100 млн долларов.

Для россиян, задающихся вопросом, какой смысл нам, «покупающим Сапсаны в Германии, лезть в джунгли», смысл подобной стратегии не совсем ясен. Однако Эквадор, учитывая нынешнее состояние его железнодорожной отрасли, вполне могут устроить российские предложения. Для Москвы реализация подобных проектов, необходимость которых с точки зрения экономической эффективности вызывает вопросы, в первую очередь важны в имиджевом плане. Появление их в том или ином виде за рубежом будет дополнительным свидетельством наличия влияния России в мире. Кроме того, это является одним из способов заявить о своем потенциале к реализации сложных инфраструктурных проектов.

Однако главный вопрос состоит в том, останется ли у власти главный проводник идей эквадорского социализма, в значительной мере расположенный к России. Для Рафаэля Корреа это уже третьи выборы главы государства. Голосование 2006 г. он выиграл благодаря популистским лозунгам в поддержку «простого народа» и выпадам против США, получив 73 процента голосов избирателей. Победа 2009 г. далась ему заметно труднее: тогда его на посту главы государства одобрили лишь 54 процента голосовавших.

Сокращение поддержки населения и в целом ситуации в стране дополнительно подчеркнул мятеж 30 сентября 2010 г., в котором участвовала часть «силовиков» и в результате которого Корреа едва не был свергнут.     

Непростую ситуацию для нынешнего президента Эквадора дополнительно демонстрируют мощные оппозиционные выступления. Важно отметить, что одной из главных движущих сил усилившихся в последнее время против его правления протестов населения являются индейцы, недовольные действиями Корреа, направленными на развитие страны. В первую очередь, они выступают против увеличения объемов добычи сырья, особенно нефти, а также строительства железных дорог в национальных районах, указывая на то, что тем самым власти покушаются на их земли.

Эскалация их выступлений приходилась на 2011-12 гг., когда тысячи эквадорцев блокировали коммуникации и даже вступали в вооруженные схватки с силами правопорядка. Для борьбы с этими выступлениями Корреа, объявивший протестующих «террористами» и «экстремистами», добился принятия нового законодательства против блокирования дорог. На конституционном референдуме 7 мая 2011 г. большинство эквадорцев одобрили основную часть предложений президента, хотя оппозиция заявляла о массовых подтасовках.

Важно отметить, что проблемы для Корреа начались после того, как он осуществил национализацию нефтедобывающей отрасли страны. Согласно заявлениям сторонников нынешнего эквадорского президента, к моменту его прихода к власти в 2006 г. она фактически на 75% процентов принадлежала американским компаниям.

Однако после национализации без иностранных инвестиций ему обойтись не удалось и теперь половина добываемой в стране нефти приходится на китайские компании. Пекин добился подобного успеха за счет предоставленного Корреа кредита в 5 млрд долларов.

«Нефтяной вопрос» является одним из главных факторов обострения ситуации в стране. И ЦРУ целенаправленно поддерживает индейское недовольство как в Эквадоре, так и других странах континента (в том числе Бразилии) для того, чтобы замедлить их развитие и затруднить работу на местных рынках Китая и прочих конкурентов. Кроме того, по мнению Корреа, данный тезис дополнительно подтверждается целенаправленными попытками «натравливания» на Эквадор со стороны США своего союзника в лице Колумбии.  

Соответственно, выборы в Эквадоре обещают быть непростыми. Всего на пост президента претендуют восемь кандидатов. Главными конкурентами действующего главы государства считаются бывший генеральный директор одного из самых известных и крупных банков страны, «Гуаякиль», Гильермо Лассо (глава движения CREO) и бывший эквадорский президент Лусио Гутьеррес, основатель партии PSP («Патриотическое общество 21 января»). Наиболее опасным соперником для Корреа считается первый, пользующийся американской поддержкой и выступающий за либерализацию экономики, отмену ограничений на вывоз капиталов зарубеж, уменьшение «налогового гнета» и улучшение отношений с Вашингтоном. 

Однако Рафаэль Корреа уверен в собственной победе. Подконтрольные ему СМИ транслируют рейтинги, согласно которым действующий президент и его социалистическая партия PAIS пользуется поддержкой 75% эквадорцев, в то время как оппозиция называет их сфальсифицированными. И в случае его победы в будущем нельзя исключать попытки повторения путча 30 сентября 2010 г., поскольку уже сейчас оппозиция обвиняет Корреа в подкупе СМИ и «недопустимом» использовании административного ресурса и иностранной финансовой помощи со стороны Единой социалистической партии Венесуэлы (PSUV).

Но даже если выборы пройдут для него удачно, новый президентский срок будет для Корреа самым тяжелым по причине неопределенности ситуации в Венесуэле, главной союзнице Эквадора в регионе. Позиции социалистов там далеко не так сильны, как это может показаться на первый взгляд. Тем более, что за 2011-12 гг. там заметно осложнилось состояние экономики и на 11 февраля 2013 г. венесуэльская валюта была девальвирована сразу на 30%. И во-вторых, дальнейшая судьба Рафаэля Корреа во многом зависит от того, сможет ли дальше Уго Чавес продолжить вести свою страну и её союзников, включая Эквадор, по социалистическому пути. 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте