Странное временное переименование Волгограда в Сталинград вызвало неоднозначную реакцию не только у российской общественности, но и у зарубежной. Глава Совфеда Валентина Матвиенко предложила решить вопрос референдумом.
Матвиенко считает, что такие вопросы должны решать жители города – в этом вопросе, по мнению главы Совета Федерации есть «как свои за, так и свои против». С Валентиной Матвиенко согласны лидер фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимир Васильев и глава Центризбиркома Владимир Чуров, который изъявил уже готовность провести референдум о переименовании в случае соответствующего распоряжения.
Идея переименования Волгограда в Сталинград бродит в официальных СМИ уже давно, но особенно активно она стала обсуждаться накануне торжественного празднования Сталинградской битвы. Администрация Волгограда приняла странное решение о переименовании Волгограда в Сталинград на шесть дней, что вызвало крайне неоднозначную реакцию историков, общественности, депутатов. В пандан к переименованию в общество была запущена еще и идея автобусов-сталинобусов с портретами Сталина, которые планировалось запустить не только в Волгограде, но и в других городах страны, которые ничего такого не празднуют в настоящий момент. Причем проезд в автобусе с портретом Сталина даже предлагалось для особой привлекательности сделать бесплатным. Против активно выступили депутаты Законодательного собрания Петербурга от партии «Яблоко», журналисты, оппозиция.
В результате инициатив, которые, по мнению ряда политологов и историков, призваны проверить в очередной раз реакцию общества на имя Сталина, о героической битве и военной трагедии русского народа просто забыли за торжественной трескотней и спорами о роли вождя. Про солдата, выстоявшего в ледяной грязи под пулями, никто и не вспоминал.
Руководитель радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов провел конференцию со слушателями по поводу переименования и голосование – половина примерно откликнувшихся считает, что переименовывать город должны жители, а три четверти – что переименовывать вообще нельзя, ибо имя Сталина запятнано слишком ужасной кровью. Венедиктов при этом напомнил, что Сталинградом Волгоград стал не после битвы, а много раньше, в 20-е годы: «А город Сталинград, кстати, был назван Сталинградом в 1925-м году. Никто не скажет, что такое товарищ Сталин сделал к 25-му году? Да-да, я не оговорился, в 1925-м году. Что такое товарищ Сталин сделал? Вот еще Ленин только умер как год, а он уже Сталинград». Он считает, что переименовывать город было просто лицемерием: «Сталин – палач, и если люди хотят ходить с портретами палача, значит, это их риски, получить еще одного себе на голову. Значит, какой мерой меряете, такой мерой и будете измерены, как известно. Поэтому вопрос о переименовании на 6 дней – это, конечно же, абсолютно лицемерие, это, конечно, вопрос такой трусости этих депутатов. Вот сделать приятно неизвестно кому».
Иностранная пресса поддерживает мысль многих российских историков о том, что русские люди не смогли заплатить вовремя долги жертвам сталинского режима. Иностранные корреспонденты, присутствовавшие на празднике в честь битвы, увы, были впечатлены не размахом, а ужасным состоянием города и «запахом нафталина», который исходил от всех этих портретов Сталина.
«Переименование – дань спонсируемому государством натужному патриотизму и тоске бюрократа о славных советских временах», - пишет газета New York Times, жестко напоминая, что во всем цивилизованном мире Сталин воспринимается как вурдалак и кровавый потрошитель. В Волгограде же, по мнению американцев, про солдат, пожертвовавших свои жизни ради мира и победы над фашизмом, забыли – кругом царил почему-то Сталин. Многие граждане России по-прежнему не желают видеть очевидной, доступной информации о массовых казнях во времена Сталина.
Для 90-летнего ветерана Константина Дуванова, интервью с которым публикует французская газета Le Monde, главное огорчение – это переименование города в Волгоград. Старик не замечает ни убожества своего жилища, ни мизерности пенсии, но жаждет возрождения Сталина, которому поклоняется. «Путин – достойный продолжатель дела Сталина, но у него слишком нежная душа. Мы победили в 1945 году благодаря вождю. Чтобы чего-то добиться, надо, чтобы один говорил, а остальные только слушали», - изложил ветеран свою теорию успешного государства корреспонденту газеты Мари Жего, - «Стабильность, социальная справедливость – все это ерунда. Нам нужен царь».
Корреспонденты газеты Le Figaro побывали в немецкой общине Волгограда, которая когда-то процветала – она пребывает в крайне жалком состоянии. Большинство немцев Поволжья уехали на историческую родину, остались одни старики. Местная лютеранская церковь в забросе, ее называют фашистской, жалуется пастор. Администрация по просьбе ветеранов не пустила немецкую делегацию на церемонию празднования, несмотря на то, что многие родные русских немцев сражались вместе с русскими товарищами плечом к плечу с фашизмом.
В городе полно безработных молодых людей – промышленность развивается слабо, рассказал газете Вадим Шабанов, безработный, вынужденный кое-как зарабатывать на жизнь видеосъемками свадеб возле Мамаева кургана. По мнению его друзей, коррупция уже задушила в Волгограде все – они платят за учебу, но им не дают никаких знаний, а после университета работу найти невозможно. Они никому не верят, но повторяют, как мантру, что рестораны Макдональдс – на самом деле американские военные убежища на случай войны, пишет Le Monde.
Русские не заплатили долги жертвам сталинизма и фашизма, поэтому у них такая каша в голове, считают европейские историки. Волгоград-Сталинград, кажется, до сих пор еще воюет, люди не могут расстаться с образом врага, оставить мертвых в покое и отдать им долг спокойно и с достоинством, полагают французы.
«Эти шесть дней Сталинграда вместо Волгограда – я считаю, что это просто ползучая попытка вернуть городу окончательно называние Сталинград. Ну, что такое: «на шесть станет Сталинградом»? Я написал, кстати с иронией в своем блоге, что давайте на эти шесть дней полностью восстановим обстановку тех лет. Давайте, на шесть дней концлагеря восстановим, давайте на эти шесть дней карточки раздадим на продукты и так далее и тому подобное», - согласен с ними журналист Виталий Дымарский. И готовность волшебника Чурова немедленно провести референдум настораживает – а вдруг за этим и правда последуют предположения Дымарского?