9 января 2013 года в Арбитражном суде Башкортостана была поставлена точка в очень необычном по нашим временам судебном процессе. Спорящими сторонами выступали в качестве истца – Комитет по управлению муниципальной собственностью при Администрации г. Уфа, а как ответчик - сама Администрация города. Что же могло поссорить две уважаемые муниципальные структуры? Причем, поссорить настолько, что для выяснения отношений даже пришлось обращаться в суд?
«Шанса» нет?
В начале ноября 2011 года подошла к концу судебная война владельцев уфимского магазина «Шанс» на Цюрупы 80 и одной из структур известного жителям города предпринимателя Тимура Гизатуллина. Его компания «Комитет имущественных отношений Уфы» за несколько лет до этого в результате сложной цепочки передачи права собственности приобрела у одного из бывших совладельцев «Шанса» Валерия Забродского весьма привлекательный для любого ритейлера кусок – больше 1000 квадратных метров торговых площадей в очень бойком месте. Сразу же там обосновалась очередная «Матрица» - очередной магазин известной в Уфе торговой сети.
Несмотря на решения арбитражей, до 2010 года проявлявших явную благосклонность к Гизатуллину, а после схода с политического Олимпа могущественного, как утверждают, покровителя Гизатуллина, бессменного президента Башкортостана Муртазы Рахимова, молодой бизнесмен не стал спешить очищать площадку. Ведь у него на руках оставался еще один козырь – человек Рахимова, мэр Павел Качкаев. Пока он оставался у руля, по крайней мере, на городском уровне, Гизатуллин мог спокойно отражать любые судебные атаки, направленные на сеть его супермаркетов.
Когда и этот козырь оказался отыгран, новый президент Рустэм Хамитов, известный своим либерализмом, нахмурил брови, узнав о проделках близких к Качкаеву людей. Кресло под мэром зашаталось с такой силой, что тому стало точно не до протекции. В правовом поле Уфы возникла интересная ситуация: старая власть вроде бы еще на месте, но властью она уже фактически не была (Качкаев в эот момент уже собирал свои вещи, готовясь покинуть кабинет мэра). Этим не преминули воспользоваться почувствовавшие перемены правоохранители. И, наконец, с годовым опозданием заглянули-таки «на огонек» в «Матрицу» на Цюрупы.
Ноябрьским вечером три десятка одетых в черное и вооруженных автоматами приставов без церемоний выпроводили из супермаркета менеджеров и продавцов, даже не дав им толком одеться. Кому-то вызывали скорую. Раздавались крики и ругань. Очистив помещение, приставы закрыли его и запечатали дожидаться новых владельцев.
Конечно, ни в чем не виноватым людям можно только посочувствовать: в Уфе с хорошими рабочими местами не так просто. Но проблему с неуязвимым до этого момента Гизатуллиным худо-бедно? но все-таки решили.
Кольцо сжимается
Однако это был еще не конец нашей истории. С момента появления на посту мэра Ирека Ялалова, заменившего смещенного Качкаева, с делами Тимура Гизатуллина произошла новая метаморфоза.
Нет, конечно, банки-кредиторы по-прежнему одолевали его. Ему, к примеру, так и не удалось договориться о вхождении банка «Уралсиб» в совладение его торговой империей. Вместо этого менеджеры Николая Цветкова предпочли возврат долга деньгами. А ведь в самом начале пути к успеху именно «Уралсиб» передал Гизатуллину торговые точки, которые и стали первыми «Матрицами». С тех пор утекло много воды. Банк уплыл из слабеющих рук «бабая» и перестал представлять его интересы, а значит – делать поблажки и любимчикам Рахимова.
Кроме того, на плечах Гизатуллина повисли еще несколько крупных кредиторов. Но никто не горел желанием рисковать, участвуя в делах проблемного уфимского ритейлера. Напрасно Гизатуллин предлагал банкирам 40-процентный пакет своего холдинга. «Матрица» медленно, но верно шла ко дну. Сам предприниматель оказался один на один с миллиардными долгами.
Но тут в деле добивания ослабевшего без поддержки сверху бизнесмена решил поучаствовать уфимский КУМС при Администрации. Еще весной 2011 года юристы Комитета оформили иск в суд по поводу возврата в муниципальный фонд одного из магазинов сети «Матрица» на бульваре Ибрагимова, 21. Причем, с юридической стороны дела, как утверждают знающие ситуацию люди, иск был совершенно выигрышным.
В 2006 году Гизатуллин через одну из своих компаний «Универсал-трейдинг» заключил с КУМС договор аренды на это помещение. В 2009 году, по истечении срока аренды Гизатуллин покидать помещение не стал. Средств расплатиться у него уже не было. Долги росли, как снежный ком. Однако пока у руля оставались Рахимов и Качкаев, будущее у него еще было. И даже когда ушел Рахимов и поднялась целая волна исков против Гизатуллина и его «Матрицы», он не переживал. Но вот когда стало ясно, что свой пост вынужден оставить и Качкаев, Гизатуллин обеспокоился всерьез. Случай с «Шансом» подтвердил, что теперь бизнесмену придется играть на равных с вошедшими-таки в Уфу федеральными сетями.
И тогда Гизатуллин вышел на контакт с новой городской администрацией. Тем более что в мэрии оставалось множество его старых знакомых еще с прежних времен: стремлением обновлять кадры Хамитов никогда не отличался.
Первый блин комом
Если на протяжении 2011 года дело шло к закрытию очередного супермаркета сети, то после января 2012-го, когда Ялалов занял свою должность, КУМС пришлось иметь дело уже даже не с «Универсал-трейдингом» (хотя несколько заседаний подряд стороны все же встречались в стенах суда), а… с администрацией г. Уфы! Ялалов откровенно саботировал решения КУМС и комитету ничего не оставалось, как подать иск против самой мэрии.
Наивно было бы думать, будто Гизатуллин попросту откупился. На самом деле, вероятнее всего, он обратился к Ялалову не напрямую, а через Рахимова или одного из людей его все еще влиятельного клана. Возможно, здесь был замешан и финансовый интерес, но говорить об с фактами в руках мы не можем. Зато доподлинно известно, что осенью 2012 года администрация города сошлась в поединке с собственным комитетом.
Суд довольно неожиданно занял сторону представителей КУМС. Что уже само по себе уже является сенсацией. Ведь, несмотря на проигрышную позицию «Универсал-трейдинга», за него вступился по сути сам мэр. А факт судебного проигрыша мэрии собственному подразделению в таком патерналистском регионе, как Башкортостан, необычен вдвойне.
Что ж, проиграна битва, но еще не проиграна война! О том, что мэрия продолжает покровительствовать обремененному неподъёмными долгами Гизатуллину, явно свидетельствует то, стойкий, как оловянный солдатик бизнесмен покупает недвижимость под новые торговые площади и снова собирается «экспансировать» дальние края (на этот раз расширяться предполагается за счет Самары).
Конечно, без былой поддержки на самом верху Гизатуллину вряд ли удастся повторить свой первый блистательный взлет. Но на «нормализацию» положения ритейлерской сети Гизатуллин рассчитывать еще может. Остается прояснить детали схемы взаимодействия чиновника и предпринимателя. Наверняка здесь будет чем заинтересоваться и представителям компетентных в таких вопросах органов.