В Москве скончался Валерий Абрамкин - правозащитник, член Московской Хельсинкской группы, один из создателей московского Клуба самодеятельной песни, бывшего в середине 60-х – начале 70-х отдушиной советских диссидентов.
"Очень горько, замечательный человек... Он давно не выходил из дома, у него была тяжелая форма туберкулеза, но он боролся", - цитируют СМИ главу МХГ Людмилу Алексееву.
Абрамкин родился 19 мая 1946 года в Москве, окончил Московский химико-технологический институт (МХТИ), работал инженером-химиком в Научно-исследовательском институте неорганических материалов.
Как и было принято в те годы, сочинял песни, в середине 1960-х принял участие в организации Клуба самодеятельной песни (КСП). Поскольку уже тогда был одним из лидеров его диссидентской части, жил под присмотром правоохранительных органов. В 1976 году после очередного обыска сотрудниками КГБ получил официальное предупреждение об аресте в случае дальнейшего участия в "антисоветской деятельности", а позже уволен из научно-исследовательского института, где он вел научную работу в области атомных технологий. Работал лесорубом, кочегаром, церковным сторожем.
Занимался правозащитной деятельностью, участвовал в выпуске самиздатовских журналов "Воскресение" и "Поиски". В декабре 1979-го года был арестован. Год провел в Бутырской тюрьме. В октябре 1980-го года был приговорен по ст.190-1 к трем годам лагерей.
Из тюрьмы и лагеря регулярно передавал информацию о нарушениях прав человека, за что был приговорен к еще трем годам заключения по той же статье. В лагере заболел туберкулезом, был освобожден по окончании второго срока, без возбуждения еще одного дела благодаря протестам западных правозащитников.
Жил под надзором в глухой тверской деревне, работал в школе для детей с ограниченными возможностями. В 1989-м вернулся в Москву и стал членом МХК.
Участвовал в разработке законопроектов в области уголовного правосудия для российского парламента, так, по поручению Комитета по правам человека ВС РФ подготовил первый вариант законопроекта по изменению действующего пенитенциарного кодекса.