Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество

Сотовый уголок имени Остапа Бендера

, 09:34

Новый способ сравнительно честного отъема денег у своих абонентов нашел один из крупнейших российских сотовых операторов. С 1-го февраля отказ от роуминга данных станет у МТС услугой, за которую его клиентам придется платить ежедневно.

Свой первый сотовый в России я купил в уже далеком 1995-м. И сразу пошел на поводу у прогресса, отдав предпочтение только что появившемуся у нас стандарту GSM и соответственно единственному его на тот момент оператору – МТС.

Первое знакомство с российской сотовой связью меня, уже имевшего телефон за границей, было холодным душем. Весь контракт, в который входил убогий пластмассовый Алкатель, продававшийся за рубежом за копейки, а у нас втюхивавшийся за цену автомобиля, стоил около 5 тысяч долларов. Причем платить надо было именно в долларах. А поскольку это даже тогда было невозможно, приходилось сначала класть доллары на счет в соседнем офисе Сбербанка, а затем переводить их на счет МТС.

Каждая минута разговора стоила доллар, а самое смешное, связи почти нигде не было! Даже в самом офисе МТС краснеющие от стыда менеджеры на предложение проверить телефон только что купившим его клиентам предлагали пойти на противоположную сторону Малой Дмитровки, где у фонарного столба рядом с Ленкомом при удачном раскладе можно было поймать сигнал.

Смешнее связи МТС тогда была только Московская сотовая. Мой друг ходил с чемоданчиком Нокии с трубкой на витом проводе, и когда ехал в машине, сигнал то исчезал, то появлялся, в зависимости от рельефа местности.

За это время изменилось многое. Связь в России стала повсеместной, операторы больше не берут за входящие звонки,  не воруют деньги потихоньку со счета, Минсвязи уже не выдает разрешений на телефон, в которое записывалась модель аппарата и номер симки, да и стоимость самих звонков снизилась на порядок. Связь стала общедоступной и массовой.

Единственное, что совершенно не изменилось у сотовых операторов со времен 90-х, так это неуемная жадность и склонность к мелкому мошенничеству, позволяющему ощипывать практически каждого клиента.

Первый и наиболее привлекательный контингент для сотовиков – старые клиенты, которых они не стесняются иметь в хвост и гриву завышенными тарифами. Если вы покупали телефон лет 5-7 назад и с тех пор ни разу не меняли тарифа (а таких пользователей , как это ни странно, у нас в стране пруд пруди), то почти наверняка платите за связь в разы больше, чем она того реально стоит в настоящее время. Для подобных «лохов» сотовые компании заботливо сохраняют тарифы, вышедшие из употребления многие годы назад. И винить некого. Не следите? Сами и виноваты!

Другим остроумным способом относительно честного отъема денег является эксплуатация так называемых «прямых» номеров, которым когда-то можно было звонить бесплатно с городских, и которые состояли из простого к запоминанию набора из 7 цифр. Давно канули в Лету прямые номера, но драть с их владельцев чуть не вдвое больше практически за все сотовые операторы так и не прекращают.

Куда более криминальным (но и несравненно более прибыльным для сотовиков) бизнесом стал так называемый «платный контент», использующий службу коротких номеров.  В невероятном количестве расплодившиеся мошеннические конторы присылают вам хитроумно составленную СМС-ку или ММС-сообщение, неосторожно отправленный ответ на которые сразу опустошают ваш счет на сотни рублей. Чаще всего никто из этих жуликов даже не беспокоится хотя бы прислать вам что-то для отмазки.  Не нравится – жалуйтесь! Но ваши претензии в сотовых компаниях никого не интересуют, а угрозы судиться никого не пугают. Не пойдете же вы на самом деле в суд, чтобы вам вернули триста нагло украденных с вашего счета рублей?!

Кто не попадался на уловки прохвостов, работающих рука об руку с сотовыми операторами? Среди мои знакомых и родственников таких, как оказалось, практически нет.

Формально сотовики за жуликов не отвечают, именуя их даже не партнерами, а "клиентами". Хотя, по-сути, получая свою долю ворованного, являются настоящими подельниками. Имеющими с мошеннических операций весьма приличный навар.

Защититься от жульничества на сегодня можно только одним способом – запретив услугу получения платного контента через короткие номера. Но сделать это весьма непросто. Попробуйте, найдите, как отключить ее через Личный кабинет в Интернете в том же МТС! Ничего не получится. Потому что даже если найдете эту за семью замками спрятанную ссылку, легко убедитесь, что она попросту не работает.

Повальное увлечение сотовых компаний зарабатыванием на дележе денег с контент-провайдерами приняло такие масштабы, что надзорные органы даже выступили несколько дней назад с инициативой разделить клиентские счета на отдельные счета для оплаты связи и оплаты так называемого «платного контента». Для грязного бизнеса реализация такого предложения означала бы полный окончательный трындец: если на таком счете денег нет, а со счета за связь снять деньги автоматом нельзя, то и украсть нечего. И не случайно представители сотовых компаний буквально стеной стали против разумной и очевидной инициативы Роскомнадзора, ссылаясь на «бесполезность» и техническую сложность ее реализации.

Впрочем, буквально сегодня стало ясно, что та же компания МТС нашла остроумные способы бороться и с запретом на навязываемые клиентам платные услуги. Каким образом? А очень простым: выдавая отказ от услуги за услугу!

Постоянно общаясь с нашими сотовыми компаниями, со временем начинаешь себя чувствовать, как на восточном базаре: карманы надо держать руками все время. Несколько месяцев назад случилось поехать в командировку за границу. Заблаговременно включил услугу «Ноль без границ», звонил почти исключительно через скайп, но… через некоторое время после приезда получил счет на 11 тысяч рублей! Оказалось, не удосужился проверить элементарную вещь: на новеньком смартфоне не отключил роуминг данных, позволивший телефону пару дней самостоятельно связываться с Интернетом через GPRS. Вот смартфон и получал то сводки погоды, то обновления, то еще какие-то никому не нужные глупости по заоблачным тарифам, очень греющим душу оператора.

Чтобы подобное больше не повторилось, через Личный кабинет отключил не каждому еще понятную услугу «роуминга GPRS». Но рано радовался! Сегодня МТС разослала клиентам информационное сообщение, согласно которому отныне «Запрет GPRS роуминга» становится ни чем иным, как УСЛУГОЙ, за которую с каждого абонента с 1-го февраля будут драть по рублю в день. Прямо, как сбор денег на ремонт Пятигорского Провала в «12-и стульях»!

Теперь понятно, каким путем, скорее всего, будут бороться сотовые операторы и с непокладистыми клиентами, больше не дающими облапошить себя через «контент-провайдеров». Достаточно назвать отключение ненужной тебе услуги УСЛУГОЙ, и можно беспрепятственно  получать прибыль, исчисляемую десятками и сотнями миллионов. Думаете, преувеличиваю? Ничуть. Клиентов у того же МТС миллионы, дней в году 365… Лишь бы система биллинга не перегрелась! Ну чем не уголок Остапа Бендера?

Другие операторы до таких инноваций пока не додумались. Но МТС, как известно, «на шаг впереди», а дурной пример бывает заразителен.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram