В рамках третьего дня международной конференции «Россия и мир: вызовы интеграции», собравшей ведущих специалистов в области финансов и экономики в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, прошел ряд экспертных круглых столов.
Особое место в программе конференции занял круглый стол «Доклад о мировом развитии 2013: рабочие места». Михал Рутковски, директор по России Всемирного банка, начал свое выступление с обозначения актуальности проблемы рабочих мест в настоящих экономических условиях, обусловленных кризисом в Евросоюзе, развитием Ближнего Востока и демографической ситуацией в России. Последний раз тема рабочих мест освещалась в докладе о мировом развитии около 60-70 лет назад. Тот факт, что Всемирный банк вернулся к этой проблеме в 2013 году, свидетельствует о крайней важности этого фактора для глобальной экономики именно сегодня.
Ирина Денисова, профессор Российской экономической школы, подчеркнула необходимость принятия формулы «экономический рост через создание рабочих мест». «В тех странах, где социальная сплоченность низкая, возникают довольно сильные экономические издержки и, соответственно, наоборот».
Николай Волгин, заведующий кафедрой Труда и социальной политики МИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, заострил внимание участников форума на проблеме миграции, поставив вопрос о том, кто займет рабочие места в России? Также Н. Волгин привел данные Росстата: в десятке самых востребованных профессий оказались высококвалифицированные рабочие, инженеры и рабочие низкой квалификации – именно эти категории формируют внутренний валовый продукт. Однако есть и ложка дегтя – в 90-е годы этот сектор провалился, специалисты ушли на другие рабочие участки. Но проблема в том, что инженеры, конструкторы, механики и технологи нужны экономике уже сейчас. Значит, нужно их готовить и возвращать старых специалистов.
«Зная, что впереди нас ждет период недостатка трудовых ресурсов, стоит обратить пристальное внимание не на внешнюю, а на внутреннюю миграцию», – предложил одно из решений проблемы Н. Волгин.
В обсуждении проблем рабочих мест также участвовали Мартин Рама, директор проектной группы по подготовке Доклада о мировом развитии-2013 Всемирного банка, Аугусто Лопес-Кларос, директор Департамента глобальных индикаторов и аналитики Всемирного банкаи Александр Разумов, заместитель директора Института труда и социального страхования Минтруда России.
На круглом столе «Проблемы оценки качества делового образования национальная общественная аккредитация» эксперты обсуждали вопросы оценки российского бизнес-образования, необходимость перемен с учетом экономической ситуации России. Также поднималась проблема создания собственной системы аккредитации и сертификации бизнес-образования.
Сергей Мясоедов, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, предварил дискуссию рассказом о формировании Национального аккредитационного совета по деловому образованию России (НАСДОР): «Около года назад ведущие деловые объединения России учредили консорциум по оценке качества делового образования. Создан ряд документов по оценке бизнес-образования, продвинулся процесс аккредитации МВА. Россия вошла в глобальную экономику, и нам хотелось бы, чтобы отечественная аккредитация соответствовала международным стандартам». С. Мясоедов также выразил надежду, что реальный процесс аккредитации начнется в ближайшие месяцы.
Александр Климов, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации, сформулировал основные тезисы по проблеме.
- Министерство образования поддерживает систему оценки качества бизнес-образования. Однако есть некоторый риск – любая оценка должна быть стабильной, поэтому необходимо обеспечить стабильную работу оценочного органа.
- Более правильный подход в оценке эффективности бизнес-образования – это сертификация выпускников бизнес-программ по итогам обучения.
- Российскому бизнес-образованию необходимо ориентироваться на высокие западные стандарты.
- Больше внимания уделять сетевым программам бизнес-образования и дистанционным методам обучения, активнее использовать интернет-технологии для широкого распространения своих программ. Это позволит российскому бизнес-образованию оставаться конкурентоспособным.
- В перспективе дополнительным инструментом оценки качества делового образования может стать рейтингование, влияющее на качество и транспарентность бизнес-программ.
«Задачи, которые необходимо решить, направлены на выявление соответствия программ бизнес-образования требованиям работодателей, – отметил Александр Мурычев, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей. – Принципами программ должны стать целесообразность, широта охвата, открытость и объективность».
В обсуждении проблем бизнес-образования также приняли участие Александр Рыбаков, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, Анатолий Милюков, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков» и др.