Поборется ли Россия за «железнодорожные» миллиарды из Алжира
14 января 2013, 13:12 [«Аргументы Недели», Сергей Балмасов ]
31 декабря алжирское железнодорожное агентство ANESRIF после более чем годичной задержки объявило о возобновлении тендеров. Объем инвестиций выделенных только на ближайшие годы на модернизацию железнодорожной отрасли страны составляет 18 млрд долларов.
Всего же на эти нужды руководство АНДР намерено потратить 80 млрд долларов.
Подобное объявление стало важным сигналом для возможных иностранных субподрядчиков, готовящихся вступить в борьбу за тендеры по качественной модернизации железных дорог страны, в том числе и российских. В первую очередь речь идет о контрактах по электрификации более 2600 км железнодорожного полотна. В ближайшем будущем ожидается новое объявление отмененных в сентябре 2012 г. тендеров по замене рельс и щебня на всех железных дорогах страны, а также по «исследованию и модернизации 80 железнодорожных станций».
Одной из главных причин, почему алжирские власти спешно возобновили тендеры в этой сфере, стало то, что в ноябре-декабре 2012 года руководство АНДР запустило реализацию 13 железнодорожных проектов общей стоимостью более 3.62 млрд евро. Большая часть этих железнодорожных маршрутов должна пройти по районам с трудными в плане прокладки путей и создания соответствующих коммуникаций условиями (горные районы Атласа, отдаленные участки Сахары). Одной из самых тяжелых в техническом плане, как ожидается, станет реализация проектов в «водно-болотной местности» Эль-Макта.
Согласно заявлению министра транспорта АНДР Амара Ту, реализация этих планов отражает «стремления Алжира получить железные дороги общей протяженностью 10000 км». Это отвечает стратегическим задачам инфраструктурного развития страны по промышленному освоению перспективных отдаленных нефтегазовых районов.
Алжирские власти также рассчитывают на то, что успешная реализация этих проектов приведет к созданию десятков тысяч рабочих мест внутри страны и приведет к снижению все более остро стоящей для Алжира проблемы безработицы.
Примечательно, что согласно официальным данным властей АНДР, особый упор делается на реализацию этих проектов усилиями алжирского технического персонала и инженеров. Тем самым власти АНДР пытаются продемонстрировать способность провести модернизацию страны, опираясь на собственные силы, при минимальном участии иностранных специалистов.
Между тем, заявления о реализации подобных проектов «исключительно усилиями национальных компаний» несколько преувеличены в силу того, что поставки большей части оборудования, а также во многих случаях проектировку и технические консультации осуществляли иностранные специалисты.
Вместе с тем, серьезной конкуренции в борьбе за алжирские тендеры сейчас не предвидится. Большинство потенциальных конкурентов РЖД пытаются добиться отмены ущемляющего интересы иностранных инвесторов законодательства, введенного при прежнем премьер-министре стране Ахмеде Уяхья. В первую очередь, речь идет о «декрете 207», согласно которому зарубежный капитал на территории АНДР может участвовать лишь в совместных проектах с алжирской стороной, причем его участие ограничено 49%.
Это, а также наличие других ограничений отпугивает большую часть потенциальных партнеров Алжира. Замена в сентябре 2012 г. главы правительства на Абдельмалека Селлаля, выступающего за либерализацию законодательства, вызвала оптимизм со стороны вероятных инвесторов. Однако до сих пор этого не произошло.
Кроме бюрократических сложностей при ведении бизнеса вероятных зарубежных субподрядчиков отпугивает отсутствие гарантий инвестиций. Не случайно, что в 2012 г. при реализации большинства железнодорожных проектов у алжирской стороны возникли затруднения в связи с низким интересом к ним иностранных компаний.
Так, например, в 2008 – 11 гг. многие из них, включая РЖД, лишились ранее полученных контрактов. Подобная ситуация, а также задержка с объявлением новых железнодорожных тендеров, была вызвана целой серией коррупционных скандалов 2008-11 гг., вызванных расследованиями, инициированными главой алжирской спецслужбы DRS Мохаммедом Медьеном в отношении правительственных чиновников, в той или иной мере связанных с главой государства – президентом Абдельазизом Бутефликой.
Важно отметить, что возобновление тендеров, подразумевающее выделение колоссальных по меркам региона средств, происходит в тот самый момент, когда власти АНДР заметно урезают бюджет алжирского министерства транспорта (по 2013 г. он сокращен на 30%).
Однако никакого противоречия здесь нет. Это дополнительно указывает на невысокую роль этого органа в принятии решений по глобальным транспортным проектам страны и контролировании денежных потоков, касающихся этой отрасли. Более того, это отражает даже не столько показатели аппаратного веса его главы Амара Ту, сколько президента Бутефлики, человеком которого он, по сути, является.
И Алжир продолжает оставаться крайне тяжелым партнером в плане ведения бизнеса. Это наглядно подтверждает последний декабрьский пример 2012 г., когда министр транспорта Амар Ту возложил ответственность за задержку строительства второй колеи магистрали Рамдан Джабель-Аннаба стоимостью 260 млн евро, вызванную бездействием алжирских властей, на испанского субподрядчика (FCC или Fomento de Construcciones y Contratas, S.A.) и пригрозил принять в отношении него «решительные меры».
Но, несмотря на все вышеописанные трудности и негативный опыт ведения бизнеса с Алжиром в сфере железнодорожного транспорта, у России есть ряд важных преимуществ перед иностранными конкурентами для получения выгодных контрактов. Так, российская сторона может использовать то обстоятельство, что при планировании модернизации своей нефтегазовой отрасли алжирское руководство делает важную, а возможно, и основную ставку, на российские инвестиции.
Важную роль также может сыграть и то, что, несмотря на определенное снижение уровня военно-технических связей между Россией и Алжиром, они до сих пор находятся на достаточно высоком уровне, чтобы быть инструментом воздействия на алжирское руководство.
Кроме того, не стоит забывать, что значительная часть местной элиты, включая всесильного шефа алжирских спецслужб Медьена, была взращена во времена СССР Москвой и поэтому она более расположена к России, чем к другим странам.
Как известно, Алжир остается крайне сложным партнером, с которым необходимо учиться работать в новых условиях. И работа эта должна вестись регулярно, а не от случая к случаю по мере визита в эту страну той или иной высокопоставленной персоны из России. А старые связи, учитывая местную специфику, могут сыграть главную роль в победе на тендерах. Невзирая на все многочисленные процедуры официального участия в борьбе за контракты в АНДР главную роль играют неофициальные контакты. И в первую очередь, напрямую с руководством алжирских силовиков, играющих главную роль в управлении страной.