Российские и иностранные журналисты, потрясенные до глубины души принятым под Новый год законом Димы Яковлева, запрещающим американцам усыновлять детей-сирот в России, бьют тревогу – они опасаются кампанейщины по усыновлению.
Новые меры по защите сирот, подписанные президентом одновременно с ответом на закон о списке Магнитского, повышают пенсию детям-инвалидам, и пособие, выделяемое усыновителям на каждого ребенка. Правительство должно разработать серию мер по стимулированию усыновителей, в частности, введение для них налоговых льгот, и на губернаторов уже возложена ответственность по организации усыновления детей в регионах. Меры, сводящиеся к денежным выплатам не очень-то больших, по современным меркам пособий, вызывают у многих общественных деятелей и журналистов опасения, что в российских условиях дети-сироты превратятся в источник благ для маргинальных слоев общества – три ребенка по 12 тысяч, это уже 48 тысяч рублей, вполне достаточное пособие, чтобы не работать.
Не отрицая необходимости развивать усыновление внутри страны, журналист радиостанции «Эхо Москвы» Татьяна Воробьева опасается, что начнется просто циничная продажа детей, стремление отчитаться перед начальством и списать ребенка как можно быстрее хоть куда. «Во-первых, бешеное комсомольское стимулирование чиновников усыновлять, брать в семью сирот и детей-инвалидов. А вдогонку денежное стимулирование граждан к этому же. Если оперировать любимыми словами сторонников запрета усыновления, то это ли не продажа детей? Или своим можно?», - пишет она в блоге. И предполагает, что ответственность. Возложенная на местные администрации, заставит их скрывать все факты плохого обращения с детьми, что только ухудшит жизнь несчастных: «Предполагаю, что сейчас у всех общественных организаций и волонтеров, которые занимаются отказниками, детьми сиротами, детскими домами и тд, начнутся проблемы с доступом. Потому что ВСЕ факты плохого обращения, избиений и гибели будут активно скрывать».
Воробьевой вторит Андрей Мальгин, проанализировавший новые меры по защите сирот: «И известны случаи, когда ушлые люди берут трех сироток, сами увольняются с работы и живут все вместе на 40 тыс. в месяц. Дети превращаются в дойную корову, полноценной семьей такое существование не назовешь. На них экономят, потому что ведь и папе с мамой кушать хочется, и шмотки себе покупать. Тем более Путин призвал упростить процесс оформления. Не исключаю, что детей органы опеки будут раздавать всем подряд, лишь бы показать статистику. Ведь поставлена задача: разгрузить детдома. А в деревнях, между прочим, взятые из детдома сироты могут быть (и бывают) прекрасным трудовым ресурсом. Не просто бесплатной рабочей силой, но и такой, за которую еще и приплачивают». По мнению журналиста, российская власть стала настолько бездушной, что все меряет исключительно на деньги, и даже сирот воспринимает, как некий товар. Только вот исходя из этой логики, инвалидов как раз усыновлять не очень-то захотят – товар с дефектом. «Разве что сумма будет такой, что устоять будет трудно, и придется в качестве досадного дополнения к деньгам брать беспомощного ребенка», - жестко комментирует возможную реакцию некоторых потенциальных «усыновителей» на новые меры. К тому же, по его мнению, и отличный новый стимул для распила бюджета появляется.
Американские журналисты из газеты New York Times, которых тоже сильно задел новый закон по другую сторону океана, приводят цитату из первого масштабного выступления президента Путина, призвавшего русских «искать ориентиры в российской истории и традициях», и делают вывод, что прошлое России вновь начало определять ее будущее – изоляционизм, про который уже говорил политик Михаил Прохоров, побеждает в России. Американцы переживают отказ в усыновлении очень сильно - одна из не состоявшихся матерей восклицала, рыдая: «Почему я не сидела уже в самолете, когда мою девочку вновь забирали у меня?»
Американский сенатор Джон МакКесйн, один из инициаторов «списка Магнитского», не может прийти в себя, по его словам, от шока: «Это слишком жестоко и коварно. Нельзя использовать детей в политических играх. Это что-то новое для России и для Путина». А Роберт и Ким Саммерс из Фрихольда в штате Нью-Йорк ничего не смогли даже произнести, перебирая в отчаянии детские вещички, которые они уже приобрели для малыша, которого после Нового года собирались забрать в России.
«По григорианскому календарю 28 декабря — это День святых Невинных Младенцев Вифлеемских. Согласно Евангелию от Матфея (2:16), иудейский царь Ирод приказал убить всех детей до двухлетнего возраста, узнав от волхвов о рождении Христа. Волхвы отказались указать Ироду на Христа, которого тот считал претендентом на свой престол, и Ирод распорядился убить всех младенцев, рожденных в Вифлееме. Семья Иисуса бежала в Египет и таким образом избежала расправы», - приводит историческую справку портал Public Post, комментируя факт подписания президентом "антисиротского закона".
В России, где главная задача чиновника - рапортовать, а значительная часть населения находится за чертой бедности, в состоянии униженном и диком, вполне вероятен сценарий. когда несчастных сирот срочно распихают по хоть каким-то семьям - начальство же велело. Губернаторы вызовут на ковер подчиненных из соцслужбы и поставят срок: "Чтобы в три месяца всех усыновили!", и честно отрапортуют в Кремль о выполненных мероприятиях по усыновлению. А уж желающие получить лишние десять тысяч приварка найдутся - маргиналов в нашей стране пока хоть отбавляй. Страшно, когда мерилом всего, любви, добра. светлых порывов стали деньги - бездна засасывает, и власть входит в Новый год в образе царя Ирода. Вот и РПЦ уже кладбище приготовила для детей-сирот - это цинизм крайней степени или массовое безумие?