Аргументы Недели → Общество № 50(342) от 27.12.2012

Кукушка на Спасской башне

или Новый год без обращения президента

, 20:17

Новогоднее обращение главы государства к телезрителям существует во многих странах. В нашей стране эта традиция была положена в последнюю ночь 1975 года тогдашним генсеком ЦК КПСС Леонидом Ильичом Брежневым.

С той поры прошло много лет. Тихо и незаметно из быта жителей больших городов исчезли накрытые газетой столы, вышли из моды залатанные на локтях телогрейки и тельняшки. В 1991 г. телезрителей вместо главы государства поздравил сатирик Михаил Задорнов. Телевизоры стали почти плоскими, а их экраны, некогда чёрно-белые, расцвели всеми цветами радуги. Литературные пристрастия пустившего корни питерского узбека уже могут покоробить вкус укоренившегося саратовского азербайджанца.

Тем не менее самые легкомысленные жители российских городов по-прежнему уверены, что Новый год наступает после обращения президента, а первое мгновение новолетия соответствует двенадцатому удару курантов Московского Кремля. Продолжают поскальзываться на мандариновых корках, а по утрам страдают от последствий гастрономических излишеств.

Всё-таки Новый год можно встречать по-разному. В многонациональной России живут около двухсот народов, которые исповедуют православие, католицизм, протестантизм, ислам, иудаизм, буддизм, имеют свои уникальные верования, традиции и обычаи. Культуры разных российских народов формировались в непохожих друг на друга природных и климатических условиях. Отразились эти различия и на новогодних традициях, и на времени проведения новогодних праздников. Встречать Новый год в России можно почти каждый день»!

Для одних народов наступление Нового года связано с приходом весны, для других время праздника вычисляется по лунному или солнечному календарю. И если к эскимосам Новый год приходит вместе с первым снегом, то чукчи разводят свой новогодний костёр в самую длинную ночь – ночь зимнего солнцестояния, в то время когда на небе появляется звезда Альтаир из созвездия Орла.

Новый год у эвенков наступает в июне, когда в первый раз после долгой зимы над тайгой раздаётся крик кукушки. Этот праздник носит название Икэнипкэ, что в переводе означает «кукушкина песня». Кочующие по тайге охотники собираются вместе, выполняют древние праздничные обряды, общаются, играют свадьбы. Встречают Новый год в начале лета и камчатские эвены.

Ханты и манси связывают наступление Нового года с прилётом серой вороны. В этот день следует быть особенно наблюдательными, чтобы не пропустить важные приметы. Люди следили за тем, куда садится прилетевшая ворона: если на верхушку дерева, то к большому половодью, а по количеству снега в Вороний день определяли, много ли будет ягод и рыбы. С этого дня ханты и манси прекращали охотиться и принимались за рыбную ловлю.

С другой крикливой птицей связан новогодний праздник у восточных башкир. Встреча Нового года у этого народа сопровождалась весенним обрядом «Грачиная каша». В этот день дети, одетые в праздничную одежду, ходили по селу и спрашивали в каждом доме крупу, молоко, масло и сахар. Люди собирались на возвышенности, где разжигался костёр, на котором из собранных продуктов в большом казане готовили кашу, которая раздавалась всем, кто присутствовал на празднике. Когда люди расходились, на оставшуюся пищу налетали стаи птиц.

Буряты встречают Новый год по лунному календарю, в первое весеннее новолуние. В разные годы первый день Сагаалгана – праздника Белого месяца – выпадает на разные даты: начиная с конца января и заканчивая серединой марта. В дни празднования буряты повязывают разноцветные ленточки на деревья, растущие в священных местах, приносят мелкие жертвоприношения своим богам и танцуют ёхор – традиционный хороводный танец. По лунному календарю, хотя и в другое время, встречают Новый год корейцы и китайцы.

В день весеннего равноденствия, совпадающий с началом сельскохозяйственных работ, отмечают новогодний праздник Навруз узбеки, таджики, азербайджанцы, киргизы и многие другие народы. В Татарстане, Башкортостане и Дагестане этот день является официальным праздником. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия соответствует солнечному календарю, который появился у народов Ирана и Средней Азии около семи тысяч лет назад, задолго до возникновения ислама.

В старину Новый год на Руси отмечали 1 марта, связывая праздник с началом весенних полевых работ. В 1492 году новолетие было перенесено на 1 сентября. К этому времени обычно завершались основные полевые работы. Отсчёт времени тогда вёлся от Сотворения мира. Положить конец новогодней чехарде и отсчитывать время от Рождества Христова, как и в других европейских государствах, задумал Пётр I.

«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает». Такой указ был издан царём-реформатором 20 декабря 1699 года. С тех пор Новый год в России отмечается 1 января.

Вот и на сей раз Новый год в Москве наступит в ночь с 31 декабря на 1 января. Произойдёт это вместе с началом перезвона, ровно за 20 секунд до первого удара кремлёвских курантов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram