Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 50(342) от 27.12.2012

Азиатский вектор

, 18:58 , Обозреватель отдела Экономика

Когда заходит речь о будущем Дальнего Востока, почти всегда в полный рост встаёт тема Китая. Рядом с нашими слабозаселёнными по соседским меркам землями – гудит растущая промышленность мощной, бурно развивающейся экономики. Вдобавок КНР отчаянно нуждается в природных ресурсах, которых неподалёку, за российской границей, хоть отбавляй.

Насколько реальная угроза? Кто мы на самом деле соседу – партнёры или соперники? Возможен ли сценарий, при котором Пекин не только будет выкачивать ресурсы Дальнего Востока, но – всерьёз вложится в его развитие? Об этом размышляет ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр ЛАРИН.

Новое освоение Сибири и Дальнего Востока означает налаживание тесного и разнообразного по формам сотрудничества с Китаем, который давно уже призывает нас к совместной работе и демонстрирует готовность координировать свои программы развития с российскими. Задача номер один для России – обеспечить максимальное соблюдение собственных интересов. Такой же является и задача номер один для Китая.

РФ начинает крутой поворот к широкомасштабному освоению зауральских территорий, ищет подходы к решению этой грандиозной задачи. Об этом говорит ряд последовательных шагов: подписание в 2009 г. главами РФ и КНР Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и северо-востока КНР, выдвижение в начале 2012 г. идеи создания корпорации развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Наконец, после президентских выборов 2012 г. образовано министерство по развитию Дальнего Востока с широким кругом полномочий.

Но там, где речь идёт об освоении природных ресурсов, на стороне Китая оказываются все экономические преимущества: капиталы, рынки, дешёвая рабочая сила, торговые связи со странами ЮВА. Если за дело возьмётся некая совместная российско-китайская корпорация, ей будет выгодно добывать сырьё (и, возможно, обогащать его) в России. Всё прочее – передать китайской стороне. Например, транспортировку сырья, его переработку, создание готовой продукции и её сбыт.

Если исходить из национальных интересов страны, то наша стратегия должна включать в себя не только добычу сырья, но и создание на своей территории производств на его основе, увеличение населения Сибири и обеспечение его благосостояния. Кстати, коль скоро российские власти решили сдать в аренду иностранцам 1 млн. га земли на Дальнем Востоке, где, таким образом, появятся десятки тысяч рабочих из-за рубежа, – прибавление численности собственно российского населения становится ещё более актуальным.

Ещё одно – важнейшее! – преимущество Китая состоит в том, что китайские экономические структуры, ответственные за сотрудничество с Россией, действуют как единый организм. Они, безусловно, руководствуются интересами своей страны. В то же время поведение российской стороны определяется, похоже, интересами крупных компаний и порой вызывает недоумение. Почему электроэнергия продаётся в Китай дешевле, чем собственным потребителям? Почему нефть поставляется по ценам, существенно уступающим мировым? Если в России избыток электроэнергии, какова цель строительства новых ГЭС – Богучанской и Транссибирской на Шилке? И, кстати, по-государственному ли решаются в ходе строительства экологические проблемы?

Российско-китайские экономические отношения осуществляются под покровом тайны, обусловленной, как можно думать, не одними коммерческими соображениями. Напомним показательный эпизод: в начале 2012 г. журналисты раскопали, что нефть идёт в Китай по цене 60 долл. за баррель, т.е. намного ниже мировой. Узнав об этом из прессы, шокированные депутаты от КПРФ попытались инициировать прокурорскую проверку, но проверка кончилась ничем. Неудивительно, что общественное мнение с недоверием относится к действиям российских структур в их отношениях с китайскими партнёрами. Молчание российских властей усугубляет накапливающиеся подозрения.

Между тем китайские переговорщики ведут умную игру. Вот пример. Некоторое время назад в связи с постройкой нефтепровода стороны договорились о цене на поставляемую по нему в Китай российскую нефть, однако позже китайские нефтяники в одностороннем порядке понизили обговорённую ранее цену. Когда за ними накопился значительный долг, партнёры приступили к переговорам, на которых россиянам ничего не оставалось, как пойти на компромисс: снизить цену на 1,58 долл. за баррель в обмен на согласие Китая выплатить долг.

Для России далеко не безразлична и деятельность КНР в нашем ближнем зарубежье. Чтобы минимизировать возможное раздражение России, Китай неизменно подчёркивает её лидирующее положение в СНГ (не забывая упомянуть о «двух опорах» – Казахстане и Украине) и воздерживается от деклараций о собственных успехах.

При этом занимает ниши, которые могла бы занять Россия (но не спешит с их освоением). Это – строительство промышленных и инфраструктурных проектов.Наглядный пример: энергетические проекты, в частности, Зеравшанская и Нурабадская ГЭС и высоковольтные ЛЭП в Таджикистане, Витебская ГЭС в Белоруссии. Россия слабо участвует в развитии гидроэнергетики своих соседей, хотя в своё время советский Гидропроект считался одним из мировых лидеров в этой области. То же касается ТЭЦ, в возведении которых в странах СНГ Китай стал монополистом.

Наконец, Китай начинает проникать в сферы, которые Россия хотела бы занять сама.Достаточно назвать казахстанскую нефтяную компанию Мангистаумунай, к которой приценивался Газпром, но которая была продана китайской CNPC. Также КНР достался контракт на строительство заводов по производству фтористого алюминия и криолита, которые первоначально должен был строить в Таджикистане «Русал». Что говорить о предоставлении финансовой помощи Белоруссии, позволившей ей, по мнению белорусских экспертов, «выстоять» в условиях давления со стороны российских олигархов, добивавшихся приватизации белорусских предприятий. В 2011 г. между Минском и Пекином было подписано беспрецедентное соглашение «О финансовом сотрудничестве в приватизации и привлечении китайских инвестиций в Белоруссию в 2011–2013 годах». Оно явно пересекается с приватизационными планами российских монополий.

В целом: прямая конкуренция между Россией и Китаем отсутствует или носит эпизодический характер. Можно сказать, она лишь намечается. В экономику российского ближнего зарубежья Китай приходит на свободные участки, и нет оснований говорить, что он вытесняет Россию, силой преодолевая её сопротивление: сопротивления фактически нет. Тем не менее в итоге Россия несёт ощутимые потери.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram