Аргументы Недели → Общество № 50(342) от 27.12.2012

Девять братьев

, 18:18 , Обозреватель отдела Экономика

Прежде чем рассуждать на тему развития такого гигантского округа, главное понять, Дальний Восток – очень разный. В этом федеральном округе – 9 регионов и 10 городов с населением более 100 тыс. человек. И ни один не похож на другой!

В Дальневосточном округе – два по-настоящему богатых региона. Это Якутия, которой повезло на алмазные месторождения. И Сахалин. Остров очень богат рыбой и газом, его экономика идёт вверх, как ракета. По уровню производства на душу населения область – третья в РФ после Тюмени и Москвы. По иностранным инвестициям – вторая.

Федеральные деньги здесь ни при чём (хотя средняя зарплата чиновника в Сахалинской обл. перевалила за 122 тыс. руб. в месяц!). Рука Москвы помогла острову в основном тем, что не мешала развиваться. От Южно-Сахалинска до столицы России – 10,4 тыс. км (четверть окружности Земли). Но дело не в расстояниях. До административного центра Дальневосточного округа – Хабаровска – 595 км, до Владивостока – 950 км. А до японских портов от Сахалина – 60–200 км. При этом, что характерно, половину инвестиций этому наиболее населённому (493 тыс. человек) российскому острову обеспечивают Нидерланды, до которых – 12 тыс. км, доля Японии ничтожна.

Понятно, вектор развития экономики этого края – совсем не такой, как, например у Хабаровска. У него нет выхода к морю, зато 30 км – до китайской границы, рядом – великая река Амур, а за чертой города – богатейшие лесные угодья. Поэтому малазийцы (!) в 2010 г. открыли под Хабаровском крупнейший в азиатской части РФ деревоперерабатывающий комбинат «Римбунан Хиджау». Кстати, собственники крупнейшего на Дальнем Востоке Хабаровского нефтеперерабатывающего завода тоже уходят корнями в Швецию, Швейцарию и офшор на Бермудских островах.

В 400 км на север от Хабаровска – Комсомольск-на Амуре. Тоже – Дальний Восток! Туда иностранцев до сих пор пускают со скрипом. Амур давно загажен плывущими из-за границы выбросами китайских химических предприятий, поэтому в крае – ни рыбы ни мяса. Зато Комсомольск-на Амуре (третий по величине город Дальнего Востока) – крупнейший в РФ анклав предприятий ВПК. Там выпускают половину всей промышленной продукции Хабаровского края. В городе 40 оборонных заводов, включая КнААПО (выпускает истребители «Су») и Амурский судостроительный завод (корветы и атомные подлодки).

Наконец, Владивосток. Город, с которым у многих ассоциируется Дальний Восток как таковой. Это – основные ворота России в Тихий океан. Во Владивосток упирается один из концов Транссибирской магистрали – самой длинной железной дороги в мире. Второй конечный пункт – в Москве. Стало быть, волей судеб Владивосток – не центр перевалки японского автохлама и даже не столько база военного и промыслового флотов, а гораздо больше. Это естественный крупнейший транспортный узел на пути из Европы в Азию. Уже сейчас от 60 до 80% грузооборота Дальнего Востока приходится на транзит из Сибири и европейской части России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Одна загвоздка: пока груз по Транссибу идёт в среднем три недели. Например, из США в Европу товары добираются втрое быстрее.

Чтобы окончательно убедиться, насколько разнопланов Дальневосточный округ, стоит заглянуть в Магадан, что на 2,2 тыс. км севернее Владивостока. В городе с населением 96 тыс. человек вообще нет железной дороги. До 2008 г., пока не появилась федеральная трасса M56 «Колыма», не было устойчивой связи с Большой землёй. Зато – было чем заняться в ожидании самолёта. Например, складыванием из песчинок золотой горы. Благо в Магадан ежегодно стекаются с приисков 20 т золота и платины, добытые старателями Колымы. Кроме того, в городе крупный торговый порт, который важен для снабжения всего Русского Севера. Но он остановился в развитии без железной дороги. Нужно тянуть ответвление БАМа длиной 1 тыс. км с юга – от Якутска. Только дороги пока нет даже в Якутске (с населением 268 тыс. человек), а до столицы Колымы она не идёт и в самых отдалённых планах. Вообще плотность железных дорог на Дальнем Востоке в 3,6 раза ниже, чем в среднем по России. На Чукотке, в Камчатском крае и Магаданской области их нет вообще. Мало того, при громадных расстояниях протяжённость путей на Дальнем Востоке плюс Байкальском регионе – лишь 13% от общей длины железных дорог РФ.

Если города Дальнего Востока такие разные, что объединяет регион? Как ни парадоксально: именно тот факт, что проблемы (транспорт, убыль населения, дефицит энергии и пр.) – у всех одинаковые. Потому что решить их можно только сообща.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram