В прошлом году Россия в рейтинге коррупции Transparency International разделила 143-е место с Того, Нигерией, Угандой и другими (всего оценивались 182 страны). Так что моральный облик строителей капитализма, как говорится, ниже плинтуса.
Много, очень много, ещё больше!
МВД, которое аккуратно информирует население о росте среднего размера взятки, получаемой чиновниками, объявило летом прошлого года, что та достигла психологически важного рубежа в 300 тыс. рублей в среднем по стране. За годы «великого сидения» в Кремле Дмитрия Медведева взятка выросла в 33 раза!
А то ли ещё будет, когда по рекомендации Группы государств против коррупции (GRECO) в нашей стране расширят понятие «взятка»!
Дело о 38 миллионах
О том, что чиновники приторговывают казёнными землями в свою пользу, в Белгородской области начали говорить давно, очень давно. Молва утверждала: в среднем откат составляет 10% от стоимости бизнес-проекта.
Однако участники были скромны и предпочитали блюсти тайну сделок. Долго пришлось областному управлению по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) искать подступы к ним. В конце концов речь шла уже о растущей угрозе экономике области, страны. Из-за поборов проекты, которые могли дать новые рабочие места, дополнительную продукцию, налоги в казну, зачастую умирали, едва родившись.
И вот летом 2009 г. УБЭП получил оперативную информацию о господах, которые «умеют решать земельные вопросы». ООО «Русский транзит», организованное на пару Александром Сурковым и Виктором Статиновым, не знало неудач! А уже осенью 2009 г. в Белгородской области объявился бизнесмен из Воронежа Дмитрий Бережной.
Чужак с деньгами сумел сразу привлечь к себе внимание. Потратить на свой проект он был готов до 380 млн. рублей – это 38 млн. отката!
Получить участок под строительство он хотел в Губкинском районе: тот равноудалён от Воронежа, Белгорода и Курска, и к обслуживанию в салоне Porsche Cayenne можно будет привлечь автовладельцев сразу из трёх областей.
...И постепенно цепочка начала разматываться: Статинов – Сурков – первый замглавы губкинской администрации Гаркушов – зам. главного архитектора Полянский, мелькнули фамилии главы района Кретова и, наконец, вице-губернатора Полухина.
К концу июня 2010 г., рассказывали мне участники операции, мы знали всё: членов организованной группы, механизм проведения сделок, покровителя наверху…
30 июня 2010 г. в Белгороде состоялась передача «бизнесменом из Воронежа» 38 млн. рублей посреднику. Точнее, в битком набитой спортивной сумке настоящих денег было всего 2 млн. Искусно изготовленную специалистами «куклу» привезли из Москвы. Слишком велика была опасность утечки информации на заключительной стадии операции. Сейчас, когда занявшая почти год работа подходила к концу, никто не хотел рисковать. Тем более что коллеги из ДЭБа МВД России давно подключились к белгородской операции.
Статинов передал «бизнесмену» пакет документов на землю и получил сумку. Тут его и повязали. На следующий день были задержаны Сурков и Гаркушов. 2 июля Октябрьский районный суд Белгорода избрал для всех троих меру пресечения в виде заключения под стражу. Первым и очень быстро сдался Статинов. Протокол его допроса от 7 июля так и начинается: «Я готов дать правдивые показания…»
Успел дать показания и допрошенный 22 июля в качестве свидетеля по делу глава администрации Губкина Анатолий Кретов: «Примерно в середине марта 2010 года мне позвонил первый зам губернатора Белгородской области Полухин и сказал, что есть солидная фирма, желающая построить в Губкине автосалон… Олег Николаевич сказал, что приедут люди и попросил их принять. Примерно через 2–3 дня мне доложил секретарь, что в приёмной находится человек… Как я сейчас понимаю, это был Статинов…»
Но, как выяснилось, самое интересное в деле о 38 млн. только начиналось.
Свидетелей убирают, не правда ли?
Ещё 9 июля Белгородский областной суд подтвердил правильность решения районного суда об аресте Суркова и Гаркушова. А уже 12 августа президиум областного суда всё развернул на 180 градусов, выпустив обоих на свободу. Горше всех пришлось Статинову. Ну, поторопился человек со своими чистосердечными признаниями. За то ему и пришлось посидеть в кутузке дольше всех, аж до 3 декабря.
А потом Белгородский областной суд и само возбуждение уголовного дела признал незаконным.
Развалили дело о взяточниках, потому что там появилась фамилия Полухина, уверены теперь уже бывшие менты, и прямые и косвенные доказательства указывали на его причастность к сомнительным земельным сделкам на территории Белгородской области. А потом взялись за всех, кто имел хоть какое-то отношение к этому делу. Ещё до конца 2010 г. кого уволили, кого вынудили уйти.
15 ноября 2010 г. произошёл беспрецедентный случай: шесть десятков сотрудников УВД Белгородской области, личный состав управления по борьбе с экономическими преступлениями, подали тогдашнему главе МВД Нургалиеву коллективный рапорт: начальник УВД Пестерев создал условия, при которых невозможно выполнять задачи по обеспечению экономической безопасности, считаем невозможным дальнейшее прохождение службы… Примчалась солидная комиссия из Москвы и грандиозный скандал замяла.
Однако обвинения в «обыкновенной провокации», в «оперативной комбинации по дискредитации высокопоставленного представителя власти» продолжали сыпаться и вслед уже бывшим сотрудникам милиции. Это при том что длившаяся почти год операция по внедрению проходила под контролем ДЭБа МВД России, прокуратуры, суды исправно давали санкции на проведение мероприятий.
Но можно ли назвать эту милицейскую операцию провокацией – то есть склонением лица к преступлению, которое он никогда бы сам не совершил? Продавцы сами горели желанием провернуть сделку по продаже казённой земли, когда она по разным причинам тормозилась или грозила оборваться, сами проявляли инициативу по её возобновлению. Более того, Воронежская областная прокуратура последовательно, на всех стадиях разбирательств в белгородских судах, отстаивала законность возбуждения уголовного дела о взятке в 38 миллионов. И наконец, 16 мая 2012 г. президиум Верховного суда признал решения и действия должностных лиц УВД Белгородской области по постановке Статинова на дополнительный учёт, а также по проведению в отношении него оперативно-разыскных мероприятий законными и обоснованными.
…Так было это преследованием невиновных или на глазах у всех развалили уголовное дело, в котором оказались замешаны чиновники?
Закон что дышло…
Что в хозяйстве неладно, он понял не сразу, рассказывал Александр. И упорно гнал от себя эту мысль, сомневался: прав ли, может, кажется? Да не обидится он на меня, но вряд ли это было у него от веры в людей вообще и своих компаньонов – в частности. Скорее, от извечной надежды русского человека на то, что как-нибудь само всё образуется, рассосётся, а попросту говоря, на авось.
Ведь если от тебя вдруг стали прятать финансовые документы, молчать в ответ на вопросы и даже откровенно избегать встреч, что можно подумать? Да уже тот факт, что директор ООО и примкнувший к нему соучредитель наотрез отказывались провести отчётное собрание по итогам 2011 года, когда в разгаре было уже лето 2012-го… И что о том, как сработало хозяйство в минувшем году, ты узнаешь стороной. Вроде и урожай зерновых собрали хороший, и кукуруза с подсолнечником удались, и чистую прибыль получили немалую. Ну, что ещё должно думать в такой ситуации? Только одно: компаньоны оттирают тебя от дела, от земли. Тем более если учесть, что доля директора Байдина в ООО составляет 1,2%, Чмирева – 28,2%, а твоя – 70,6%!
Тем не менее ничто (и даже удивительный устав) не освобождало директора от обязательств перед соучредителями. И потому он сам себя от них освободил. В ответ уже на письменную просьбу Александра от 14 июля предоставить информацию о работе ООО директор ответил: «Ни один из запрашиваемых Вами документов не относится, к перечню документов, с которыми имеет право, ознакомиться участник Общества…». (Здесь и далее сохранена пунктуация оригиналов. – О.К.). И наконец, Александру пришла бумага от некоего Д.Н. Петецкого, в которой тот известил: «Ни Вы, ни гражданин Чмирев не являетесь участниками ООО…»
Российское телевидение давно уже научило «адекватно реагировать» на обиду. Изо дня в день населению крутят по всем каналам всевозможные образцы кровавых разборок и смертоубийств. К счастью, сельскому труженику и отцу четверых малых детей Александру некогда смотреть телик. И пошёл он защищать своё хозяйство от «наглого рейдера» своим путём.
За последние месяцы он успел обратиться с жалобами, кажется, повсюду – к прокурору Шебекинской межрайонной прокуратуры С. Мещерякову, главе районного СК Е. Беляеву, начальнику местной полиции В. Баркалову, начальнику областной В. Пестереву, прокурору Белгородской области Н. Савруну, начальнику ОРЧ собственной безопасности областного УВД С. Тяпкину, главе следственного управления областного СК А. Сергееву, генпрокурору РФ Ю. Чайке, начальнику СК РФ А. Бастрыкину… Не пожаловался пока Александр разве что президенту и в Организацию Объединённых Наций. Но скоро, видать, и до них черёд дойдёт.
Потому что на жалобы ограбленного соучредителя ООО никто ни в Шебекинском районе, ни в областном центре внимания не обращает. «Все мои жалобы возвращались в Шебекино, – рассказывает Александр, – включая и те, в которых я жаловался уже именно на бездействие местных чинов...»
Поражает основание, по которому местная шебекинская полиция отказала в возбуждении уголовного дела. «...Перед специалистами-ревизорами был поставлен вопрос о наличии в действиях Байдина признаков состава преступления, предусмотренного ст. 160, 201 УК РФ. Однако по истечению срока проведения проверки справка эксперта… не поступила, – сообщает начальник шебекинской полиции полковник В. Баркалов. – Таким образом, в настоящее время сделать вывод о наличии либо отсутствии в действиях Байдина составов преступлений не представляется возможным».
Особую пикантность ситуации придаёт тот факт, что сам г-н Байдин и не думает скрывать ни своих поступков, ни своих намерений. В телефонных разговорах со мной он открытым текстом заявил: «ООО «Шебекино-плодородие» – только моё, и нецелесообразно трактовать закон о рейдерстве». На все просьбы встретиться лично он ответил отказом. Николай Байдин прямо сказал: «Некогда мне, я сейчас охоту организовываю для больших людей, понимаете? Для очень больших людей, понимаете?»
После этого я сразу поверила слуху, который упорно ходит среди местного населения. Мол, все проблемы у Александра, потому что он – сын своего отца. Николай Семёнович Дудников ещё при советской власти руководил колхозом «Россия», одним из лучших в области, успешным аграрием оставался и когда в стране начали мостить дорогу назад, к светлому капиталистическому будущему. Но теперь между ним и губернатором пробежала чёрная кошка… Неужто всё так просто?