Аргументы Недели → Общество № 49(341) от 20.12.2012

12.12.12

, 17:45

Я нарочно иду нечёсаным,

С головой, как керосиновая

            лампа, на плечах.

Ваших душ безлиственную осень

Мне нравится в потёмках

            освещать.

С. Есенин. Исповедь хулигана

12 декабря – знаменательный день в новейшей истории нашей страны. И не только потому, что это день нашей многострадальной Конституции. В этот день президент выступил с Посланием к Федеральному собранию, которое на несколько лет вперёд определило развитие нашей страны.

Отцы на обочине

И всё бы вроде неплохо, если бы за два дня до этого администрация президента не собрала доверенных лиц и господин Песков не объявил, что президент хочет критики. Выглядело это так, что собрали 500 человек, которым официально доверили его критиковать.

А как быть тем, кого этим правом не наделили? Осталось только одно – задавать вопросы и давать советы.

Я внимательно вслушивался в каждое слово президентского Послания.

Наконец-то семейный капитал назван семейным, а не материнским, как это ранее звучало с его же, президента, подачи.

Слова «семья», «женщины», «матери», «дети», «демография» неоднократно звучали в его Послании. И опять почему-то не нашлось ни одного слова об отце.

Безусловно одно: семья – это не только основа государства, но и его опора. И семья только тогда является полноценной, когда в ней есть и отец и мать.

Я не вхожу в круг людей, которым доверено критиковать президента. Поэтому позволю себе задать вопрос: господин президент, вы ведь тоже отец, как и тысячи других мужчин в нашей стране. Ладно мы, но что ж вы себя-то так не любите?

Опять отец остался на обочине жизни, вне закона, вне семейных отношений. Мы очень часто говорим о гражданском браке – «гражданский муж», «гражданская жена» – нет таких понятий в российском праве.

Русский язык необыкновенно точен и расставляет всё по своим местам, есть сожитель и сожительница.

Президент сказал, что он часто ездит по стране и всё видит, что в ней происходит. Но, как сказал герой одного замечательного фильма, – ты видишь мир из окна моего персонального автомобиля.

А попробовали бы вы сами сесть за руль и потолкаться в собянинских пробках. Сразу бы поняли, что о вас с ним думают. А ещё лучше, прошлись бы пешком, говорят, полезно для здоровья. И увидели бы Россию не прилизанной и причёсанной для вас, а ещё раз бы убедились, что страна ждёт перемен.

И перемены эти должны быть к лучшему. В каждой семье, и не только в московской, а в каждом уголке нашей Родины. Москва – это ещё не вся Россия.

У чеченов и казаков нет чужих детей

Позитивные преобразования уже есть, о них просто нужно говорить и делать их достоянием общества.

В уходящем году по приглашению правительства Ингушетии мне довелось побывать на торжествах, посвящённых 20‑летию республики.

Путь в Магас лежал через Грозный. Я был поражён и восхищён теми преобразованиями, которые произошли там за последние годы. Что может сделать народ, сплочённый одной идеей, – возродить из пепелища свою столицу.

Но больше всего меня поразили играющие смеющиеся дети, чего в московских дворах я давно не видел.

Они бегали там свободно, веселились, играли в свои детские игры, радовались жизни. И их никто не стерёг.

Счастливые дети – это главный и, пожалуй, единственный показатель сплочённости народа.

Мне представилось это нереальным. Я попросил своего товарища, с которым приехал в Грозный, нельзя ли мне посетить какой-нибудь детский дом, чтобы посмотреть, как там живут дети.

Он посмотрел на меня как на инопланетянина. В Чечне нет и не может быть детских домов. Потому что если, не приведи господь, ребёнок остался без матери и отца, то ближайшие родственники берут его на воспитание. А тейп приглядывает за этим процессом. Вот, пожалуйста, и сразу решён вопрос опеки как органа государственной власти. Сироту опекают все: и старшие, и младшие. И нет никаких различий между родным и неродным ребёнком. И родители знают – если что не так, им всегда на это укажут.

Такая же традиция существовала среди казачества Кубани. Это только в Центральной части России возможно продавать своих детей в Америку. У казаков чужих детей не бывает.

Вечером мы с моим другом проходили мимо беседки, в которой юноши и девушки что-то оживлённо обсуждали. Увидев, что два взрослых человека проходят мимо, они встали и молча поприветствовали нас, хотя проходили совсем не знакомые им люди. Я был поражён. Но мой товарищ объяснил, что это вековая традиция уважения старших. Такие же традиции существовали и в деревнях России. Почему мы уничтожили свои традиции уважения к старшим и заботы о детях?

Гордиться общей Родиной

Конец ХIХ века ознаменовался небывалым всплеском интереса европейцев к русской этнографии. Многие этнографы того времени говорили о чеченцах как о «французах Кавказа».

В своих трудах они отмечали, что вайнахи никогда не бьют своих детей, дабы они не выросли трусами.

Для русских ударить ребёнка считается в порядке вещей. В оправдание даже поговорку придумали – ничего не боится, видно, мало в детстве пороли.

Мы идём по Грозному. Бросилось в глаза, что много ваших портретов, уважаемый Владимир Владимирович, и портретов Кадырова. Может быть, даже слишком много. Но портреты чеченского лидера я видел не только на улицах, но и в простых крестьянских домах. И это яркое свидетельство того, что Чечня имеет своего неформального лидера. Почему мы, русские обыватели, не видим этих преобразований? Почему молчит чеченская интеллигенция, где её голос? Были времена, когда чеченской интеллигенцией гордилась вся страна, и они были лицом Союза.

В советское время в СМИ был только позитив, рос выпуск чугуна, шла перманентная битва за урожай, в космос летали ракеты. Сейчас сплошная чернуха.

Коллеги, нам что, нечем гордиться?

Магас тоже порадовал своим праздником, посвящённым 20-летию образования республики. Мне запомнился концерт мастеров искусств Ингушетии и Чечни на открытии летнего амфитеатра. И как апофеоз – завершение концерта выступлением ансамбля «Русская песня» под руководством Надежды Георгиевны Бабкиной.

Было особенно радостно смотреть, как встречают этот прославленный коллектив. Но ещё более меня поразило, как артистов провожают со сцены. Даже старики встали и долго аплодировали. Это показало их отношение к нашей общей Родине и к русской культуре. Народ не обманешь, я понял одно – вайнаху нельзя ничего навязать извне, он всё должен принять своим сердцем.

Обидно, когда мы пытаемся объяснить все наши проблемы с конфессиональной точки зрения и представляем ислам как чуму ХХI века. В качестве аргумента это принимают малограмотные люди. А ваххабитские эмиссары только на это и рассчитывают. Они ведут идеологическую работу, в то время пока мы занимаем позицию пассивного наблюдателя.

Что мешает нам вести контрпропаганду и объяснить, что христианство и ислам имеют общие корни и одни истоки?

Если мы хотим овладеть умами и душами людей, мы должны заниматься просветительством. Нам необходимо поднять уровень духовности общества и особенно национальной идеи, которая объединяет народы.

То, что нас объединяет

В Послании говорилось о скрепах, объединяющих общество. Но общество разъединяет не межконфессиональная рознь или национальные дрязги. Наше общество разъединяет коррупция. Но, чтобы победить коррупцию, необходимо устранить её основную причину – бюрократию.

Основная роль здесь принадлежит интеллигенции, которая должна не заниматься самолюбованием, а искать то, что объединяет наше общество и делает граждан России единым народом. Провинциальная интеллигенция должна объяснить гражданам, что не всё вокруг так плохо, показать, что радует простого человека. Для чего он живёт. И для этого необходима общенациональная идея или дело, которое бы делала вся страна, все субъекты Федерации.

Это общее дело когда-то позволило нам запустить первого космонавта, победить в Великой Отечественной войне, стать великой державой. И такое дело есть, я об этом неоднократно писал – это Трансроссийская магистраль, в строительстве которой мог бы участвовать каждый субъект Федерации. И эта магистраль скрепила бы страну с Запада на Восток.

Россия – Сфинкс!

            Ликуя и скорбя,

И обливаясь чёрной кровью,

Она глядит, глядит,

            глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью!..

Александр Блок.

Скифы 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram