13 декабря в Москве решением Тверского районного суда был заключен под стражу бывший председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга Олег Тришкин, подозреваемый в мошенничестве. Его предшественник на этом посту Александр Бобров объявлен в федеральный розыск. Таким образом, спустя две недели громкое коррупционное дело, которое в Петербурге уже успели окрестить «трубным», приобрело важную составляющую — коррумпированных чиновников. Пусть и бывших. Однако одновременно в городе стали обсуждать, что под видом борьбы с коррупцией идет борьба за госзаказы в сфере энергетики.
Информационная бомба под названием «трубное дело» взорвалась так громко, что на некоторое время оглушила всех наблюдателей. Из статьи в статью, из сюжета в сюжет кочевала одна и та же история. Злоумышленники-бизнесмены из компаний «Петроком» и «Руструбпром» «спелись» с подведомственным Комитету по энергетике государственным казенным учреждением «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» и под видом новых труб закопали в землю 600 километров бывших в употреблении газовых труб — откровенный брак. Украли 3 миллиарда рублей.
Странное дело
История встала в один ряд с федеральными коррупционными скандалами в Минобороны и Росагролизинге. Чуть позже стало известно, что следователей из Москвы чуть ли не лично вызвал губернатор Георгий Полтавченко, который сопоставил карту прорывов тепломагистралей с картой проведенных ремонтных работ и удивился: трубыто недавно перекладывали. Такая вот благородная история — глава города самолично ловит за руку коррупционеров. Но пыль улеглась, и дотошные люди стали копаться в деталях, которые никак не желали сходиться.
Вопервых, как пишет петербургская интернет-газета «Фонтанка.Ру», повторить исследование губернатора не представляется возможным: почему-то у независимых экспертов ну никак не совпадают точки аварий с магистралями, которые были проложены компанией «Петроком». Отремонтированные трассы тихо и спокойно лежат, а прорывы происходят на старых трубах, которым по несколько десятков лет, таких в городе еще очень много. Уже после первых арестов в городе произошло несколько резонансных аварий на тепловых сетях. Но как уверяют в ГУП ТЭК и в других «тепловых» структурах, рвутся исключительно старые трубы.
Вовторых, как выясняется, практически все магистральные трубопроводы в Питере в последнее время делались именно из бывших газовых. Потому как ничем они не отличаются, кроме изоляции. И конечно, если газопровод был надежно защищен под землей, то проходящий по нему газ не мог хоть скольконибудь повредить трубе. В России есть сразу несколько легальных организаций, которые занимаются тем, что очищают газовую трубу, делают новую изоляцию, необходимую для теплопровода, и продают энергетикам. Эти трубы, конечно, дешевле, но в условиях госконтракта установлена такая цена на трубы, что о новых и мечтать не приходится. И главное, что данная ситуация была известна и энергетикам, и Смольному. Все считали ее нормальной. Как вдруг в одночасье еще вчера «чистый» бизнес превратился в криминал.
Выходит, что дело не в качестве труб, а скорее в том, кто их поставляет и кто укладывает. Не случайно именно бизнесмены, а не чиновники стали первыми арестантами «трубного дела».
Вас тут не стояло
Действительно получается, что длительное время миллиардные контракты на замену тепломагистралей выигрывал относительно узкий круг компаний. Как и почему это произошло, сейчас не так важно. Важно другое. Власть в городе год назад поменялась, а «трубных» дел мастера остались прежними. Резонно предположить, что на такой вкусный бюджетный «пирог» были и другие претенденты, которые со сменой власти могли решить, что пришел их час.
В прессе упоминается в первую очередь новое руководство ГУП ТЭК и приближенные к ним бизнесмены. В частности, в одной из публикаций упоминается некто по фамилии Пупко, который якобы и принес в Смольный историю про трубы. Простейший поиск по интернету выводит на Сергея Пупко, председателя совета директоров «РегионГазЭнергоСтроя» — холдинга, который… строит во многих регионах страны газопроводы и тепловые сети. И госконтракты получает, правда, не в Петербурге. А еще из СМИ известно, что Сергей Пупко возглавляет в Петербурге то ли некий Фонд содействия ФСБ, то ли неведомый Фонд поддержки программ ГУФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Также известно, что он руководит петербургским отделением общественной организации «Россия православная». В нынешнем Петербурге это очень полезно.
Если рассуждать о том, кто извлечет наибольшую выгоду от скандала с трубами, то по одной из версий выходит, что крупнейшая и государственная теплоснабжающая организация в лице нового руководства в союзе с группой предпринимателей устранила с рынка «неродные» компании. Впрочем, есть в Петербурге и другие люди и структуры, которым громкое уголовное дело пришлось очень кстати.
Первый конверт
Есть старый анекдот о том, как уходящий с должности директор оставляет своему преемнику два конверта и напутствует вскрыть их, когда будет совсем плохо. Вскоре такая ситуация возникает, тогда новый руководитель, вскрыв первый конверт, читает: «Вали все на меня».
В 2011 году Валентина Матвиенко покидала Петербург с потрепанной репутацией. Подвели ее две очень снежные зимы, когда выяснилось, что убрать город власти не в состоянии, с «сосулями», калечащими горожан, справиться не могут. Придуманный Матвиенко «город европейских стандартов» в одночасье превратился в коммунальный кошмар с вконец озверевшими от бездействия властей обитателями.
Конечно, новая власть должна была показать, что теперь-то они порядок наведут. С первой зимой новому правительству повезло: снега было мало, сосульки не слишком беспокоили. Вот только трубы лопались, особенно в Колпино и Фрунзенском районе. Но… «мы же только пришли, подождите». Ждали все лето и осень. И вот ровно по календарю в декабре началась настоящая зима, со снегом и привычным Питеру гулянием температуры вокруг нуля. И что же? Все то же: горы снега, матерящиеся пешеходы и автомобилисты, фонтаны кипятка из лопнувших труб, «сосули» вновь начали падать на головы людей, мастера очистки кровель, как и в прежние годы, кидают ледяные глыбы на крыши машин. Ничего не изменилось.
В этой ситуации «трубное дело» оказалось просто спасением. Вот кто во всем виноват!.. Мошенники и воры, которых вывели на чистую воду. Теперь любой прорыв трубы будет так легко объяснить происками новых вредителей.
Возможно, что организаторы конкурентной борьбы под маской войны с коррупцией подсказали Смольному это решение. Там особо вдаваться в детали — те трубы рвутся или не те — не стали и согласились на расследование и аресты. Но по мере развития скандала крепнет ощущение, что губернатора в этой истории просто подставили, вынудили прикрыть своим авторитетом драку за бюджетные средства.
Вскрытие… конвертов покажет
На самом деле истинную подоплеку этой истории мы узнаем — и достаточно скоро. Странно, что этого не понимают инициаторы скандала, если таковые имеются.
Недавно Георгий Полтавченко заявил о том, что в течение 2–3 лет правительство города радикально уменьшит число аварий на тепловых сетях Санкт-Петербурга. Это значит, что предстоят большой ремонт и трата больших денег. По разным оценкам стоимость замены всех старых сетей в северной столице — от 100 миллиардов и выше.
Остается только подождать и узнать, кто же будет новым получателем бюджетных средств и, что не менее интересно, какие трубы и где будут приобретать новые подрядчики. Особенно если новую трубу по ценам, заложенным в бюджетные сметы, купить невозможно. Тогда и станет понятно: город действительно избавился от мошенников, или же просто одних подрядчиков, потерявших влияние, сменили новые. А трубы будут все те же. Хорошие, кстати, трубы. Так говорят.