Аргументы Недели → Общество № 48(340) от 13.12.2012

С чего начинается Родина?

, 10:32

Своими мыслями о значении самоуправления и кадров для  регионального развития с «Национальным акцентом» делится вице-губернатор Калининградской области, кандидат экономических наук Константин Суслов:

Каждый регион России обладает достаточными ресурсами, чтобы развивать свою  экономику и тем самым укреплять экономику государства в целом. Решение этой задачи целиком зависит от умения управлять региональными ресурсами, развивать современные технологии в регионах. В конечном итоге все сводится к двум ключевым словам – самоуправлению и кадрам.

О самоуправлении

Нашу область можно сравнить с кораблем в автономном плавании, когда живучесть корабля в океане современных проблем зависит не только от капитана, но и от команды.

Какое бы внимание не уделяло нам федеральное правительство, состояние нашей экономики, ее конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынке, благосостояние жителей области  зависят во многом от нас самих. То есть от качества местного самоуправления.

Нельзя не сказать и о дурном наследии перестройки, которое надо изживать.

Реформы 80-х и 90-х годов привели к развалу союзного государства, а вслед за этим и к разрыву межреспубликанских экономических и технологических связей. Россия взялась за строительство капиталистического, рыночного государства, в чем у нее не было никакого опыта. Мы все были советскими людьми. А всякие централизованные перемены и эксперименты, как известно, неизбежно ведут к усилению централизации государственного управления и к росту армии чиновников. Отсюда как следствие чрезмерное администрирование, обюрокрачивание всех сторон общественных отношений, безответственность и круговая порука.

Но, как говорится, сколько веревочка ни вейся, а конец будет. Пора осмыслить пройденный этап реформ слома старого государственного строя, время конфликтов и восстановления законности в регионах, и перейти к новому этапу постепенной децентрализации управления, то есть к ответственному самоуправлению. Собственно говоря, этот этап уже идет полным ходом. С пробами и ошибками, неудачами и успехами. Но разве бывает по-другому в реальной жизни, да еще в условиях экономической нестабильности?

В России исторически сложилась система жестко централизованной государственной власти, когда монархом или ЦК назначались наместники в регионах. В годы перестройки эта система получила название административно-командной. Справедливости ради надо сказать, что именно такая форма власти позволила России выживать во времена нашествий и прирастать территориями.

Но регионы развивались, накапливая экономический потенциал, росло население. Наконец настал тот момент, когда центральная власть объективно была не в состоянии управлять всем этим процессом. А приспосабливаться к переменам она не могла и не хотела в силу своей природной консервативности. Наверное, в этом главная причина тех катастроф, которые пережила Россия в ХХ веке.

Теперь систему управления государством надо строить  по иному: не сверху вниз, а снизу вверх. Каждая община города или поселка должна самостоятельно определять свое бытие и находить у себя таких людей, которые могли бы организовывать жизнь общины, умели бы вести ее хозяйство, развивать экономику с привлечением профессиональных специалистов, обеспечивать общественный порядок.

Региональным и федеральным органам управления делегируются полномочия для решения тех задач, которые не могут решаться местными органами самоуправления. Прежде всего, это вопросы обороны, государственной безопасности, внешней политики и конституционного правопорядка. А также вопросы экономической политики и законодательства, управления федеральным имуществом.

Должна меняться и управленческая роль федеральных округов. От представительских функций надо переходить к более глубокой координации развития регионов с опорой на их же научный и кадровый потенциал в разработке экономической перспективы, мер по развитию выгодной межрегиональной и приграничной торговли. Центр в лице Минрегионразвития привычно ориентируется на статистику и официальную переписку с регионами. Сегодня этого недостаточно. Нужна деловая инициатива на местах, как основа свободного предпринимательства и наполнения региональных бюджетов. В этом как раз и заключается смысл самоуправления и демократии.

Саммит стран АТЭС и предшествующие экономические форумы с участием Российской Федерации создали определенную перспективу для прямых торговых контактов с зарубежными партнерами. Российское законодательство этому не препятствует и регионам представленные возможности надо эффективно использовать. Для Калининградской области это жизненно важное обстоятельство.

Переход к самоуправлению на новых принципах – дело не одного года и даже десятилетия. Надо перестраивать менталитет на созидательную активность. Господствующая ныне потребительская идеология разрушает гражданское самосознание, без которого невозможна консолидация общества. Созидательная идея деградирует. А самоуправление неотделимо от созидания. Это подтверждает опыт царской России, которая не вся была крепостной, есть и советский положительный опыт. Почему он отвергается?

Зарубежный опыт общинного, коммунального самоуправления тоже необходимо учитывать, имея в виду, что в России этот опыт всегда копировался, но приобретал свои национальные особенности.

Есть опыт самоуправления и у современной России, как положительный, так и отрицательный. В нескольких словах отрицательный опыт можно охарактеризовать тем, что зачастую вместо самоуправления на местах процветало самоуправство, способствовавшее должностным преступлениям, коррупции, растрате бюджетных средств и прямому казнокрадству.

Выявилась и такая сторона дела, как несостоятельность местного самоуправления без достаточного местного бюджета. Без государственных дотаций пока не обойтись – так сложилась экономика страны. Но дотирование местных бюджетов не способствует демократии и самоуправлению, а порой толкает региональные власти на разбазаривание ресурсов.

Все эти издержки управления необходимо преодолеть.

 

Путь в будущее

Никакие прогрессивные преобразования не будут иметь успешной перспективы, если мы оставим без особого внимания воспитание молодого поколения. Ведь наше будущее – наши дети, как бы пафосно и банально это ни звучало. Мы сами реализуем в жизни то, что было заложено в нас с детства родителями, воспитателями, учителями, наставниками.

Сегодня можно услышать как некое откровение, что задача школы и ВУЗа – обучать, а не воспитывать. Но это парадоксальное заблуждение. Еще древние следовали принципу: обучая воспитывай, воспитывая обучай.

Уровень образования,  а точнее уровень профессиональной подготовки населения – один из основных факторов конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке. Этот фактор важен и в рыночной конкуренции производителей внутри страны.

Без качественного образования невозможно развитие науки, разработка и продвижение высоких технологий. Это тоже  является основой роста конкурентоспособной экономики и безопасности страны.

От качества образования и воспитания зависит качество элиты. А от элиты зависит судьба государства и всех народов огромной страны. Элита является носителем консолидирующей общенациональной идеи, нравственных норм и правосознания. Другого не дано. Общенациональная идея не изобретается и не декларируется, она проявляется в элите, а через ее влияние – в повседневной действительности.

Демократия преподносится не как альтернатива монархии и диктатуре, а как охлократия – власть толпы, и как вульгарная анархия – распущенная вольница. Причина таких перекосов – обычное невежество идеологов демократии и даже корысть, слепое подражание ценностям Запада.

Эти настроения проникают в школы и ВУЗы в качестве молодежной субкультуры. Порочные пристрастия к алкоголю и наркотикам, безнравственность и цинизм, правовой нигилизм и пустое бунтарство вдруг стали признаками личной свободы.

Учителя и преподаватели превращаются в безавторитетных функционеров и зачастую идут на поводу учащихся и студентов, совершают подлоги и попросту торгуют успеваемостью, тем самым подавая пример коррупции. Они лишены права на требовательное отношение к ученику и студенту, трактуемое либералами как недопустимое насилие, хотя существует и такая аксиома: обучение не бывает без принуждения.

Что же получит в итоге общество от такой системы подготовки профессионалов? Какая может быть перспектива у государства с таким воспитанием будущей элиты?

В качественном образовании и высокой квалификации новых поколений должно быть заинтересовано не только государство, но и частные предприниматели. Так оно и есть. Речь идет как о системе базового общего и профессионального образования, так и о системе непрерывного повышения квалификации работников. В советское время этот процесс был хорошо отлажен. Его необходимо возродить усилиями государства и частных предприятий. Существующий процесс образования пущен на самотек. В результате в стране избыток юристов-экономистов-дизайнеров, заполняющих вакансии продавцов, и дефицит инженеров.

Старый лозунг «Все лучшее – детям» пора наполнить новым содержанием. Мы должны передать новым поколениям лучшее из знаний и опыта, накопленных нынешними и прошлыми поколениями. Молодежь не должна стыдиться истории своей страны, а для этого ее надо научить осознанному подходу к оценке прошлого. Достижения прошлого надо пропагандировать, чтобы была мотивация к новым свершениям.

К сожалению, современные школьники и студенты не имеют цели в жизни. В лучшем случае они связывают свою будущую профессию с шоу или модельным бизнесом, менеджментом, финансами, адвокатской деятельностью. К рабочим профессиям чувствуется высокомерное пренебрежение. Рабочий человек исчез из газетной и телевизионной тематики. Такое положение надо менять.

Школьное образование нужно строить так, чтобы в процессе учебы выявлялись таланты, наклонности к будущим профессиям. Каждый ребенок талантлив. Уже в подростковом возрасте школьники должны иметь профессиональную ориентацию и возможность реализации таланта в кружковой работе. Творчество может проявляться не только в искусстве, но и в заводском цехе.

В конечном итоге молодые люди получат шанс к самореализации в соответствии со способностями. А это не только высокие результаты труда, но и внутренне удовлетворение жизнью, материальное и духовное благополучие.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram