Свобода, марш или На Лубянку по одиночке
13 декабря 2012, 20:19 [«Аргументы Недели», Елена Грищенко ]
Ровно год отделяет Россию от удивившего всю страну массовостью митинга недовольных результатами выборов в Госдуму, устроенному на Болотной площади. За год шок от произошедшего сошел на нет. Страна вернулась в исходную позицию?
Вот и новоизбранный президент в День постсоветской Конституции провозгласил стабильность постепенного роста благосостояния граждан, одновременно предупредив о начале новой эпохи перемен, а может, даже, и потрясений.
Вышедшая из состояния эйфории от ожидания мгновенных революционных, но бескровных перемен оппозиция тщательно и аккуратно избрала Координационный совет, который в бесконечных нудных обсуждениях старательно прописывает план постепенного, но обязательно стабильного движения к до сих пор несформулированным глобальным целям, поскольку к благосостоянию для всех, и пусть никто не останется обиженным, идти не получается.
Телезритель, плюнув выслушивать лозунги правых, неправых, левых и официальных, окончательно переключился на экшн-сериал «Победи коррупцию», который ежедневно приносит ему возбуждающие воображение подробности личной жизни и благосостояния заподозренных в разбазаривании страны.
И лишь одна московская мэрия отдувается за всех жаждущих всеобщего благосостояния: ей, и никому другому и приходится выступать в суровой роли распределителя мест для жаждущих рассказать народу, как плохо сейчас, и как будет хорошо, если пойти в указанном докладчиком направлении всем вместе. Ну и пусть бы рассказывали и призывали. Плюрализм же, и все за демократию: альтернативы-то нет, сам Путин сказал.
Вот коммунисты, например, собрались 15 декабря рассказать на Пушкинской площади в Москве двум тысячам россиян, чем плохо современное образование, и как надо его исправить, и власти города им дали на это разрешение, лишь подвинув мероприятие немножко влево (или вправо – это зависит от того с какой стороны смотреть на будущий митинг – от Юрия Долгорукого или от Владимира Маяковского) – в Новопушкинский сквер – там как раз две тысячи человек удобно разместятся.
А вот КС оппозиции задумал собрать аж 50 тысяч на Лубянской площади… Как, скажите на милость, они там поместятся? Там же интенсивное автомобильное движение, практически сердечная артерия города. На площадь Революции как столько народу втиснешь, они сами себя передавят…
И чем плоха древняя Болотная? Ну и что, что за рекой – зато свободно будет. Пробовали ведь уже. И на Сахарова удобно, и название площади говорящее. Не хотите на Сахарова, не нравится изобретатель водородной бомбы и великий правозащитник – идите на набережную имени знатного анархиста Кропоткина – тоже, надо сказать, мировая величина. Да и 50 тысяч человек для берега Москвы-реки в этом месте, почитай, не нагрузка.
Но не хочет оппозиция на Москву-реку, хочет в центр – на Лубянку. Неделю без малого уговаривала мэрия несговорчивых – ни в какую!
Пришлось даже официальный отказ написать – а так не хотелось!
Но ведь эти непослушные могут и до безобразия довести, подумала власть, ведь все равно пойдут и состояние блага гуляющих граждан, да и самого тесного центра города порушат…
Глаз да глаз за ними нужен. Опять ОМОН без выходных останется: придется ему центр города всю субботу от безобразий охранять.
А ведь и СМИ понабегут, закричат: «Винтилово! Свободу ущемляют!». Какая уж тут свобода при такой плотности собравшихся. Всех передавят, представили себе власти и официально предупредили журналистов: «Без профессиональных удостоверений и спецжилетов в субботу по Москве не ходить!».
Ушлые журналисты сразу догадались: бить будут. О чем и написали тут же в интернете.
Старейшая российская правозащитница, глава Хельсинской группы Людмила Алексеева, пронаблюдав за происходящим, решила предупредить сограждан: «Отступитесь! Не ходите в субботу на Лубянку, власть вас провоцирует – беда будет – за решетку попадете – не сможете дальше с режимом бороться».
Но не слушают старейшин упорные лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов и основатель РосПила Алексей Навальный. Они не то, что не угомонились, а поняли, что боятся их.
«Выходит какой-то дядя и говорит нам всем: вы никто, у вас нет права ходить по центру города и чего-то там требовать, - обижается в Живом Журнале Навальный. - Можно проглотить: ну тут они немного подправили маршрут, ну там они немного подправили результат, здесь они немного поднадули бюджет».
«Только завтра на вас немного наденут намордник. Не надолго. Минут на 10-15 для начала. Чтоб привыкали. В соответствии с действующим законодательством. Намордник антиаллергенный, одобрен Минздравом и Онищенко», - предупреждает он.
И предлагает «вспомнить о своём человеческом достоинстве и 15 декабря в 15 часов прийти на Лубянскую площадь».
«Не надо, - предупреждает юрист, - участвовать ни в каком митинге или пикете или шествии. Нет задачи прорваться к центру площади и удариться грудью оземь, чтобы превратиться в стерха. Нет цели дотронуться указательным пальцем до шлема ОМОНовца или потрясти железный забор-ограждение. Это чисто символическое появление. Из принципа».
Надо, уверен оппозиционер, «прийти по любому возможному маршруту, дойти до точки, куда можно дойти свободно. Постоять там некоторое время. Подышать морозным московским воздухом, пойти домой».
«Никаких пререканий с милицией и свалок. Никаких задержаний. Никакой возни», - призывает он.
Для него и его товарищей «ничего не имеет значения, кроме физического присутствия и внутренней убеждённости в том, что это присутствие необходимо. Ни за кого и не для кого. Для себя. Ну и для детей своих ещё».
«Каждый идёт сам, – предупреждает оппозиционер. - Вышел из дома и в 15 часов оказался на Лубянской площади».
Но поскольку телезрителю душевные муки Навального ни к чему, ему интересно сколько дней надо потратить, чтобы перемерить все кольца, принадлежащие арестованной коррупционерке, много ли народу окажется в субботу на печально известной площади – неведомо.
Может, и вовсе только ОМОН придет, да Навальный с Удальцовым. Но почему-то кажется, что эти двое в любом случае – повяжут их или не повяжут в грядущую субботу выяснят – они кто, или никто. И мордобой для этого совсем необязателен.
Так и продолжает выяснять русский человек, тварь ли он дрожащая или право имеет. Каждый по-своему. Но телезрителю не до этого.