Установлено почему современные студенты треть жизни проводят в интернете
13 декабря 2012, 16:03 [«Аргументы Недели», Елена Лысова ]
Среднестатистический московский студент проводит в интернете почти 4 часа в будни и более 4 часов в выходные, что составляет шестую часть суток, или третью часть времени его бодрствования.
Эти и многие другие интересные особенности on-line- жизни молодежи выявило исследование «Виртуальная свобода и безопасность студентов в Интернете» проведенное кафедрой социологии МГИМО и студентами социологического отделения.
Более 700 студентов гуманитарных факультетов МГИМО, МГУ и РУДН ответили на вопросы о границах «виртуальной свободы», ответственности и безопасности при использовании Интернета.
Опрос показал, что в будний день проводят в интернете более трех часов 44,8% опрошенных, а в выходные – половина студентов, причем каждый пятый – более 5 часов.
Игра в ассоциации
Что для современного молодого человека интернет и почему он проводит там все больше и больше времени? Чтоб ответить на эти вопросы, исследователи предложили респондентам немного пофантазировать.
В ходе фокус-группы (групповой дискуссии) учащихся гуманитарных факультетов спросили, с каким растением ассоциируется у них интернет.
Одни сравнили глобальную паутину с разрастающейся виноградной лозой, мхом или затягивающими лианами, из которых невозможно выбраться. «Сорвать такое растение или ограничить, систематизировать его рост», - по мнению участников: «очень сложно». Поэтому никакие законы не могут ограничить свободу слова в сети.
Другим пришла в голову ассоциация с деревом - чем-то большим, ветвистым, и более или менее упорядоченным.
Третьим мировая паутина напомнила не растения, а грибы.
Разросшаяся сеть, к которой каждый имеет доступ, подобна грибнице. Сорванный гриб вырастает заново, так как корень (сеть) остается, в том числе и сайты – «поганки».
Реальная виртуальность
Опрос показал, что более 80 % студентов используют интернет для работы и учебы. На втором месте по популярности (примерно 60 %) оказалось общение в социальных сетях, на форумах и сайтов знакомств. А на третьем - чтение новостей и публицистики (примерно 50 %).
Был обнаружен интересный факт: с увеличением курса растет популярность интернета как помощника в работе и учебе. Одновременно уменьшается число тех, кто выходит в сеть преимущественно для скачивания музыки, игр, видео.
Не имей сто друзей, а имей 100 друзей в Интернете
Если в реальной жизни мы выбираем друзей по схожести интересов, уровню взаимопонимания, душевному складу и т д., то в «виртуальности», как выяснили социологи, все намного проще.
Почти для всех учащихся (97%) личное знакомство является достаточным основанием, чтобы добавить кого-то в друзья. Как правило, френд-лист пополняется знакомыми из института, соседями по общежитию, друзьями друзей, друзьями друзей друзей и т д.
Для многих студентов не маловажно, чтоб их «сетевое окружение» составляли люди популярные. Почти треть из них призналась, что при выборе друга они обращают внимание на комментарии и оценки на странице пользователя, а также его внешнюю привлекательность («симпатичная фотография»). А вот «просто для количества» друзей добавляют крайне редко.
Быть в сети и быть свободным
Как показало исследование, интернет для студентов - пространство виртуальной свободы, раскованности и безопасности поведения.
Каждый второй ответил, что может без опаски и стеснения выражать в повседневной жизни те мысли, которые он высказывает в сети и публикует в блогах. Однако треть опрошенных не делится в сети ничем сокровенным, а 5% признались, что не всегда говорят в реальной жизни на те же темы, что и в сети, из-за опасения быть непонятыми. Почти столько же респондетов ответили, что они не всегда высказываются в реальной жизни так же открыто как в сети, понимая, что их мысли могут противоречить нормам морали и права.
Социологи сделали интересное наблюдение: приезжие студенты менее склонны выражать свои мысли без опаски и стеснения по сравнению с москвичами(46,7% и 45,7% студенты из областных и малых городов и сел соответственно, против 56,1% студентов из Москвы). Они же чаще боятся быть непонятыми окружающими (8,9% - малые города и село, 7,6 % - областной город, 3,6 % - Москва). Вероятно молодым людям, приехавшим на учебу в Москву из самых разных уголков страны, необходимо время, чтоб привыкнуть столичной жизни и новому социальному окружению.
О времена, о нравы!
Каждый десятый студент выходит в Интернет под вымышленным именем. Столько же респондентов в качестве положительных сторон «свободного» виртуального общения отметили отсутствие моральных норм и обязательств. Чуть больше опрошенных (11,5 %) ответили, что не осудили бы своего знакомого за размещение недостоверной, ложной информации или клеветы на другого человека в Интернете. А каждый третий об этом просто не задумывался. Социологи считают, что подобная отстраненная позиция значительной группы опрошенных (а она с учетом тех, кто осудил бы, но с разными оговорками составляет более половины студентов), может являться одним из условий распространения неэтичного, неприемлемого поведения молодежи в сети.
Только 6,4 % студентов относят анонимность к преимуществам интернет-общения. Как высказался по этому поводу один из участников группового интервью: «Анонимность (в интернете – прим.) в чем-то сродни вину и водке - она не делает человека лучше или хуже, а только его раскрепощает. Дальше уже начинаются проявления внутреннего “я”. У одних это дружелюбие и веселье, у других тяга к оскорблениям»
Любопытно, что девушки оказались более строгими блюстителями морали, чем юноши: среди них больше тех, кто не осудил бы своих друзей за недостоверную информацию (16,2 % против 7,6 %) и меньше сторонников публичного осуждения недобросовестных пользователей Интернета (46,0% против 52,3%).
В рамках исследования, студентам задавался вопрос о том, какие аморальные действия других пользователей вызывают у них неприятные эмоции. Самыми распространенными и «безобидными» среди таких действий, по мнению опрошенных, являются «пустая болтовня общающихся», недобросовестный маркетинг и спам (по 46,1%).
11,4% респондентов отметили, что неприятных эмоций при общении в Интернете у них не возникает. Эта группа по численности совпадает с той, которая считает отсутствие моральных норм и ограничений достоинством Интернета. Таким образом, каждый десятый студент не осознает наличие этических границ виртуальной свободы.
По мнению большинства учащихся, ответственность пользователей за свое поведение сети определяется воспитанием и культурой (70%), а так же уважением других людей и их прав (57,8%). Меньшее число студентов считает, что культуру виртуального общения могут улучшить уважение к закону (35,2%), неотвратимость административного наказания (26,7%) и регистрация в сети по паспортным данным (14,5%).