5 декабря 2012 г. в связи с окончанием действия срочного трудового договора лишился должности ректор Самарского университета путей сообщения (СамГУПС) Александр Ковтунов. Сотрудники и студенты университета, в том числе Уфимского института СамГУПС, восстали против такого поворота событий.
Согласовали... и отменили
В декабре 2012 г. истёк срок действия трудового договора №53-07 от 20 декабря 2007 г. между ректором СамГУПС А.В. Ковтуновым и Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росжелдором). В соответствии с утверждённой процедурой была объявлена кампания по выборам ректора. 26 сентября 2012 г. решением Учёного совета СамГУПС принято Положение о выборах ректора и утверждён состав комиссии. Также учёный совет СамГУПС утвердил решение о выборах ректора на конкурсной основе по результатам обсуждения программ кандидатов.
26 ноября комиссия по выборам ректора СамГУПС закончила свою работу, кандидатами на должность были выдвинуты две кандидатуры: Ковтунов А.В. – действующий ректор СамГУПС и Андрончев И.К. – первый проректор СамГУПС. Побороться за кресло им предстояло на конференции трудового коллектива по выборам ректора. Дата её проведения была назначена на 28 ноября 2012 г. и согласована с Росжелдором.
Но помериться силами кандидатам не довелось: 27 ноября, за день до выборной конференции, распоряжением из Москвы выборы ректора были отменены. Факсограмма на адрес А.В. Ковтунова, подписанная врио руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Е.В. Луковниковым, гласила: «Уважаемый Александр Владимирович! В связи с подготовкой к проведению заседания Совета Федерального агентства железнодорожного транспорта отменяю дату выборов ректора Самарского государственного университета путей сообщения, ранее установленную на 28 ноября 2012 года. О новой дате выборов Вам будет сообщено дополнительно».
Последняя строчка факсограммы ещё давала надежду, но – увы! Следующие документы, подписанные Е.В. Луковниковым, похоронили всякую надежду на какую-то справедливость и у членов учёного совета, и у делегатов конференции, и у студенческого коллектива. Один за другим в университет поступили три письма: о прекращении 5 декабря 2012 г. трудового договора между А.В. Ковтуновым и Росжелдором; о приёме-сдаче до 5 декабря 2012 г. дел первому проректору Андрончеву И.К. и предписание Андрончеву И.К. в те же сроки принять дела у ректора Ковтунова А.В.
Его университеты
О личности Александра Владимировича Ковтунова стоит сказать отдельно. Он прошёл все ступени профессионального роста, начиная с низшего звена – сцепщик, дежурный по станции, маневровый диспетчер, заместитель начальника и начальник станции – до высших командных высот: заместитель начальника отделения по перевозкам; экономике и финансам, заместитель начальника Куйбышевской железной дороги по экономике и финансам. Благодаря своему колоссальному трудолюбию и целеустремлённости, чистый производственник А.В. Ковтунов, перейдя на вузовскую работу, добился высоких научных результатов и за 10 лет работы ректором стал своим в изначально новой для него академической среде. В 2007 г. в его бытность руководителем Самарский университет путей сообщения получил высший академический статус – университета. В конце 2011 г. СамГУПС и все его филиалы успешно прошли процедуру государственной аккредитации на шесть лет. Только за последние пять лет к университету (локомотиву) было «подцеплено» девять дополнительных вагонов – железнодорожные техникумы в Ижевске, Казани, Уфе, Оренбурге, Самаре, Пензе, Саратове, Алатыре, Ртищево). По результатам мониторинга деятельности Федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, проведённого Министерством образования и науки РФ в 2012 г., университет попал в число успешных. 30 июня 2012 г. СамГУПС стал лауреатом прошедшего в Санкт-Петербурге конкурса «Сто лучших вузов и НИИ России», а сам А.В. Ковтунов был награждён почётным знаком «Ректор года – 2012».
Конференция без выбора
Учёный совет и делегаты конференции были обескуражены такой несправедливостью: на их глазах уничтожают настоящего профессионала, компетентного и талантливого руководителя, обладающего огромным опытом работы в отрасли, прошедшего все ступени профессионального роста. Неужели профессионализм, компетентность, ум и порядочность руководителя стали препятствием в его карьере? Двадцать семь (!) коллективов выдвинули Ковтунова А.В. кандидатом в ректоры СамГУПС и никто не имел права лишать его возможности участвовать в выборах и отменять сами выборы!
Отчётная конференция ректора за прошедшие пять лет, но без выборов, прошла организованно и чётко. Делегаты дали высокую оценку работе А.В. Ковтунова, присвоив ему почётное звание «Почётный ректор СамГУПС». И хотя обстановка была накалена до предела, Александр Владимирович не позволил разгуляться страстям ни на учёном совете, ни на конференции. Он вёл себя достойно, как подобает профессионалу и настоящему мужчине. Подобным образом вели себя и участники конференции, не позволяя эмоциям взять верх над рассудком.
Провинция протестует – столица молчит
Образно прозвучало выступление делегата конференции О.Н. Козменкова. Говоря о высоких результатах комплексного подхода к решению научно-исследовательских проблем и оценивая ситуацию, он сравнил университет с тяжёлым составом, который несётся на полной скорости к намеченной цели. И вдруг этому несущемуся «тяжеловозу» предлагают экстренное торможение.
Делегат конференции Н.И. Грибанов отметил, что сегодня университет с его отработанным механизмом, высочайшим статусом на российском и международном уровне представляет «лакомый кусок», «порулить» которым пожелают многие.
28 ноября конференция научно-педагогических работников, сотрудников и студентов Самарского государственного университета путей сообщения приняла обращение к министру транспорта России М. Соколову и врио руководителя Росжелдора Е. Луковникову, в котором отметили: разъяснения заместителя руководителя Росжелдора И. Мицука о том, что документы кандидатов на должность ректора не были рассмотрены, недостаточно обоснованы. Участники конференции просили руководство отрасли разобраться в сложившейся ситуации. 3 декабря аналогичное обращение в адрес М. Соколова и Е. Луковникова направил коллектив факультета высшего профессионального образования Уфимского института путей сообщения – филиала СамГУПС. Пока ответа ни на то, ни на другое обращение не последовало.
Досье «АН»
Самарский государственный университет путей сообщения – это 706 преподавателей, из них 78 докторов наук и профессоров, 365 кандидатов наук и доцентов.
Учебная база университета в Самаре – это 13 корпусов и учебно-производственный полигон с путевым развитием, подвижным составом (тепловозы, электровозы, вагоны, путевые машины и т.д.), постом ЭЦ, площадкой грузоподъёмной техники, депо ангарного типа, соединены оптоволоконными линиями связи, общая протяжённость которых превышает 20 километров. В 2002 г. вузу присвоен статус академии, в 2007-м – университета.