Помнит ли министр культуры России Владимир Мединский программную статью Владимира Ленина «Лучше меньше, да лучше», неизвестно, но жить подведомственная ему отрасль будет именно так.
Что такое лучше, определять будет министерство и еще, видимо, президентский совет по культуре, поскольку объяснял деятелям культуры правила, по которым они отныне будут жить, министр в присутствии главы совета, по совместительству директора музея-заповедника «Ясная поляна» и правнука Зеркала русской революции Владимира Толстого.
Объявлены эти правила были во вторник, на собрании в Институте искусствознания, недовольные сотрудники которого собрались, чтобы обсудить принципы оптимизации отрасли, предлагаемые старшими товарищами. Здесь-то министр и предупредил собравшихся, что на будущий год зарплаты в подотчетных ему организациях будут увеличены на треть, но не за счет увеличения бюджета, а за счет сокращений штатов.
Мединский растолковал гуманитариям понятие эффективности, которое отныне будет ключевым для определения качества работы, в том числе и искусствоведов. Для последних этот важнейший показатель будет определяться «умением получать гранты и заказы».
На все уверения собравшихся, настаивавших, что от культуры нельзя требовать зарабатывания денег, министр ответил только одним: «Насколько в обществе востребована фундаментальная наука, настолько и мы будем вас поддерживать. Мы только инструмент, не более».
Глава ведомства напомнил, что Институт искусствознания в 2011 году освоил только 14% заказанных министерством работ. «В 2012 этот показатель снизился до восьми процентов. Это что такое?» - сурово спросил он и не отреагировал на замечание из зала: «Может быть, просто задания такие были, что они не нужны никому?».
Мединский грозно предупредил, что плана развития у гуманитарных НИИ на 2013-2014 годы вовсе нет, и он не понимает, подо что министерство должно давать институту деньги.
И вообще, добавил министр, по федеральной целевой программе «Культура России» гуманитарные НИИ освоили 8,5 млн рублей из 105 млн рублей.
«В министерстве о вашей работе никто не знает», - цитирует «Коммерсант» руководителя ведомства, которое не первый год бьет тревогу: о культуре в поисках эффективности и оптимизации забыли и власти, и народ. Еще немного, и население страны окончательно одичает.
Так, меньше двух недель назад Ученый совет филологического факультета Московского государственного университета написал руководству страны открытое письмо, в котором утверждает, что гуманитарная катастрофа в России уже наступила.
А Государственный институт искусствознания, тот самый, в котором и выступил накануне Мединский, 8 декабря, узнав о предложении Общественного совета Минкульта закрыть институт за ненадобностью, открытым письмом через интернет напомнил общественности, что «гуманитарная наука является не больше и не меньше как инструментом самопознания и самосохранения нации, а национальная идея не рождается в кабинетах министерств. Она вырабатывается в недрах длительной культурной традиции и должна культивироваться и поддерживаться государством. Такого рода традиции легко разрушить, но необходимы колоссальные усилия, затраты, а главное – десятилетия, если не столетия, на их восстановление».
На вопрос искусствоведов «Вы правда не чувствуете разницу между прикладной наукой и фундаментальной?», Мединский ответа не дал.