Спутник "Ямал": Газпром захотел как лучше - не получилось
10 декабря 2012, 12:23 [ «Аргументы Недели» ]
Спутник «Ямал-402», пролетевший мимо орбиты, начали спасать французские специалисты Thales Alenia Space, которые разработали спутник. Оказалось, что именно они и должны были его запустить, но Газпром в последний момент отказался.
Французские компании Arianespace и Thales Alenia Space в 2009 году подписали с ОАО «Газпром – космические системы» контракт на запуск двух космических аппаратов на ракете-носителе Arian 5. Однако в 2010 году внезапно акционеры ОАО «Газпром – космические системы» передумали и решили усилить участие российского ведомства в запуске своих телекоммуникационных космических аппаратов и отказались от услуг французской ракеты-носителя, сообщает французское радио RFI.
В качестве разгонного блока был избран отечественный «Бриз-М», который уже стал причиной нескольких неудач в космосе – он не смог доставить на орбиты аппараты «Гео-ИК2», «Экспресс-АМ4», два спутника «Экспресс-МД2» и индонезийский спутник Telkom3 – довольно внушительное количество неудач.
В ночь на понедельник французы компании Thales Alenia Space начали маневры по доведению спутника до орбиты, используя его двигатели. Маневрирование позволит сделать спутник функционирующим, однако незапланированное использование резервов топлива сильно сократит срок его службы, сообщает РИА Новости. «По оценке баллистиков, аппарат получил необходимый импульс», - отметили в Роскомосе. Второй импульс спутник получит в ночь с понедельника на вторник.
Причины неудач со спутником кроются в недостатках разгонного блока «Бриз-М», уверены специалисты. В августе 2012 года, когда произошло ЧП со спутниками «Экспресс-МД2» и Telkom3, в блоке было выявлено засорение топливной магистрали. Однако работники Центра имени Хруничева, где разработан и серийно производится разгонный блок «Бриз-М», призвали СМИ не делать поспешных выводов – они полагают, что трубопровод работал нормально, причина в чем-то еще. Предполагается, что сбой произошел в маршевом двигателе – выходит, отечественный разгонный блок – одна сплошная неудача, за что ни возьмись, все разваливается.
«Отказ произошел не из-за механической поломки, а прошла команда на выключение двигателя раньше времени. Значит, это что-то с интеллектом. Либо операторы что-то перемудрили на Земле, либо нештатно сработала автоматика «Бриза-М», - заявил телеканалу «Дождь» член-корреспондент Российской Академии космонавтики Юрий Караш, вставив в цепочку бракованных российских изделий и сотрудников космической отрасли. Академик уверен, что в России продолжают совершенствовать паровоз братьев Черепановых, в то время как весь мир уже давно мчит на скоростных поездах, а наука требует средств и внимания.