> Правительство Калининградской области поблагодарило журналистов - Аргументы Недели

//Общество

Правительство Калининградской области поблагодарило журналистов

9 декабря 2012, 23:26 [«Аргументы Недели», Герман Напольский ]

вице-губернатор Константин Суслов

Вице-губернатор Калининградской области Константин Суслов встретился с собкорами ИТАР-ТАСС, которые собрались в Калининграде. Разговор получился очень откровенным, сообщил нашему корреспонденту источник в Администрации области.

Константин Суслов выразил участникам собрания искреннюю признательность за их нелегкую, порой даже неблагодарную, но очень нужную для страны работу. «Россия сильна, прежде всего, регионами. И именно вы являетесь главным звеном информационной системы страны, позволяющим осуществлять обратную связь с федеральным центром»,- сказал Суслов.

- Если бы не Ваша самоотверженная деятельность, все бы мы, вся страна в целом, уже давно окончательно и безвозвратно утонули бы в мутном информационном потоке о жизни столичной богемы, поскольку эта грязь заполонила все федеральные телеэкраны и радиоэфиры. Информационная лента ИТАР-ТАСС  - это, быть может, последний родник истинной информации о том, как и чем, живут регионы нашей державы. Сегодня это очень важно, поскольку связующих инструментов между центром и остальной Россией в информационном плане осталось очень мало.  Надо честно признать, что со времени развала СССР нам так и не удалось создать плотное, многосекторное и многофункциональное общероссийское информационное поле.- заявил вице-губернатор Суслов

В своем выступлении он высказал мнение, что регионам нужно общероссийское информационно-коммуникативное агентство, работающее на межрегиональном уровне, способное выстроить межрегиональную коммуникативность в промышленности, сельском хозяйстве, бизнесе, социальной сфере, образовании и т.д. Госплан давно умер, а структур, способных интегрировать интересы регионов  между собой, нет. Примитивно говоря, тут, в Калининграде, не знаем в чем суть интересов сотрудничества с нами, скажем, Тюмени или Красноярска. А в Тюмени и Красноярске понятия не имеют, чем мы можем быть полезны друг другу.

Между тем, если бы такой информационный коммуникатор был создан, интеграция между регионами, по мнению Суслова, была бы на несколько порядков выше. Тогда не центр будет размещать свою информацию в регионах, а регионы будут, обмениваясь между собой, обеспечивать центр актуальной информацией. Чиновник выразил убеждение, что в финансировании такого агентства будут заинтересованы все регионы страны.

- Сегодня средства массовой информации поставлены в такие условия, когда им надо существовать в условиях коммерции или рыночной конкуренции. То есть, СМИ обладают неким специфическим товаром на продажу. То ли это ориентированная на вкусы потребителя информация, то ли это газетная полоса или эфирное время. О значении информации как таковой в нашем российском обществе как-то вопрос не обсуждается. Поэтому авторитет СМИ падает, а в народе возникает скептическое отношение к журналистам. Этот факт давно замечен самими специалистами медиаотрасли. Можно ли с этим мириться? Не хотелось бы вступать в дискуссию о свободе слова и гласности. Потому что споры здесь бесконечные и глубоко субъективные. На мой взгляд, надо обратить  внимание на последствия той массовой информации, которая не способствует формированию высоконравственной позиции, гражданского сознания, консолидации общества и преемственности поколений, без чего суверенному государству, стране нельзя жить. Да и территориально информация в СМИ, как я уже говорил, представляется весьма обособленной.- сказал Константин Суслов

В ходе общения, были подмечены очень важные моменты. Например, что центральные газеты и телевидение совсем не отражают жизнь в регионах. Разве что только в случае каких-то экстраординарных событий. Мы не видим в центральных СМИ наших местных профессионалов, ученых, администраторов и просто деятельных жителей. Как будто их нет вовсе или они не имеют для центра значения. Полностью отсутствует тема культурной и научной, общественной жизни в регионах, городах и национальных группах населения огромной страны. Не говоря уже о различных проблемах экономического характера и примерах их решения. Или национально-культурных, этнических особенностях регионов. Видимо, как говорится, такие темы не повышают рейтинги, необходимые для выгодного обслуживания рекламодателей Москвы. Увы, сегодня почти вся деятельность СМИ подчинена рекламе, рейтингам, прибылям за рекламу.

Местная пресса оказывается замкнутой в ограниченном пространстве. Для нее тоже важна реклама, чтобы выжить. Но ресурсов не хватает. И тогда она подпадает в зависимое положение от центральных изданий и редакций, вынуждена транслировать столичную желтую информацию, которой и так в избытке по валу, но не по качеству.

Что получаем в итоге? Создается своеобразный информационный мешок для всей страны и для каждого региона в отдельности. И какова будет цена гласности и свободы слова в этой ситуации? А ведь без информационного обмена по всей стране теряется самоидентификация большой российской нации,  чувство единства народов на огромной территории. Это опасное состояние информационного поля. Если прибавить к этому протяженные транспортные коммуникации, которые препятствуют естественным объединительным процессам и торговле, то можно прийти к очень грустным выводам и прогнозам.

Конечно, могут сказать, что теперь есть Интернет, который не знает границ и весьма разнообразен. Он позволяет вести интерактивный информационный обмен на любые темы. Однако Интернет не может заменить функции СМИ в силу специфики интересов пользователей. Эти интересы весьма узкие и сугубо частные. Есть там и негативные стороны психологического характера. Поэтому Интернет не может в этом плане конкурировать с традиционными СМИ. Обычный человек привык получать основную информацию о своем городе, регионе и стране, о событиях в мире из традиционных источников.

- И вот тут как раз и хотелось бы обратить внимание на особую роль региональной, местной журналистики. Как давний читатель и зритель могу сказать, что уровень творческой квалификации журналистов во всех уголках нашей страны нисколько не хуже, чем у их столичных коллег. А в последние годы выше. Послушайте, как говорят дикторы федеральных телеканалов!!! Я уже не говорю об участниках многочисленных!  Более того, местные журналисты более открыты и понятны российскому широкому зрителю, читателю, чем авторы центральных СМИ. Ведь не секрет, что московские редакции во многом калькируют зарубежные издания и телепередачи, встроенные в рынок коммерческой рекламы и политические технологии. Почему-то считается, что это хай-класс журналистской профессии. Это не так. Подражательство как раз и вызывает тот скепсис, о котором я сказал в начале.- сказал в своем выступлении Константин Суслов.

По его словам, наладить живой обмен информацией между регионами о достижениях и общих проблемах, у которых могут быть общие решения – задача номер один! Перекладывать эту информационную функцию на центр нельзя. Там все загубят на корню поверхностным отношением и высокомерными оценками, как это часто бывает.

И еще хотелось бы сказать о качестве информации. Дело в том, что массовая информация никогда не бывает беспристрастной. Она обязательно отражает чью-то позицию, отношение к событию. Даже если вы пишете о погоде. Мне кажется, что за годы реформ СМИ выбрали эпатажный стиль подачи материала, особенно когда тема касается критики властей. Может, настало время перехода к проблемной подаче критического материала? Да, осмысление проблемы и путей ее решения более трудное дело, чем подстрекательство, оно требует более высоких интеллектуальных затрат. Но зато для общества такая информация представляет наибольший интерес и пользу. Мы вместе должны находить ответ на извечный русский вопрос: что делать?

- В заключение хотел бы затронуть очень болезненный вопрос коррупции. Может это выглядит слишком пафосно, но региональная и местная журналистика является скорой неотложной помощью в лечении этой болезни. Журналисты первыми обнаруживают системное поражение этим недугом. Они первыми привлекают к его проявлениям общественное мнение и сами это мнение формируют. Профессия журналиста требует большого мужества и отваги при разработке такой важной для общества темы, разоблачительных материалов, а значит и широкой поддержки со стороны общества, администрации и особенно у своих коллег.- заявил заместитель губернатора Калининградской области Константин Суслов.

Журналисты, в свою очередь, заявили, что такого рода откровенное общение с государственными чиновниками им нужно, как воздух, поскольку помогает очень точно скорректировать свою деятельность в сторону повышения её эффективности.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте