Высшая школа экономики (ВШЭ). Название весьма приятное, с претензией на полное главенство в обозначенном направлении. И чему же она нас научила за прошедшие 20 лет?
«Школа» была создана либеральным блоком правительства в 1992 году. Цель – наладить конвейер по массовому производству «идеологически выдержанных» либеральных кадров.
Благодаря тем связям с правительством она до сих пор служит центром разработки либеральных реформ. Причём связь эта иной раз вполне прозрачная. Например, в форме супружеских отношений между ректором ВШЭ Кузьминовым и бывшим министром Минэкономразвития, нынешним советником президента Набиуллиной. Впрочем, не это самое важное.
Стоит ли напоминать, что российская экономика находится в глубоком кризисе. Причём год от года он увеличивается. Не будет преувеличением утверждать, что основная часть разрушительных экономических преобразований разработана именно в недрах ВШЭ. Причём не на деньги «зарубежных спонсоров» и без помощи «костлявой руки Госдепа», а на деньги российских налогоплательщиков.
Напомним, что административная реформа 2004 г. привела российское правительство к бюрократическому параличу. Она лишила его способности сдерживать либеральные социальные реформы, начиная с людоедской «монетизации льгот». Далее была пенсионная реформа, развеявшая надежды россиян на пенсии, и изначально бесплодная – «Стратегия-2020». Вот неполный перечень достижений ВШЭ. Наверное, нет ни одной разрушающих Россию либеральной новации, над которой не потрудились бы её представители. Чего стоит настойчивая проповедь необходимости привлечения мигрантов! Последствия мы видим на разрушающемся рынке труда, в уголовной статистике и просто на улицах.
Наиболее громкой реформой из подготовленных представителями «Вышки», как её ласково называют, стала реформа образования. Сменяющие друг друга профильные министры производят впечатление простых фиговых листков, выбрасываемых по мере политического износа. А вот щедро оплачиваемые правительственными либералами «локомотивы» этой реформы, перешедшей от уничтожения высшего уже и к школьному образованию, – непотопляемы.
«Золотой дождь» госзаказов льётся на ВШЭ нескончаемым потоком, – разумеется, в соответствии с «конкурсными процедурами». В 2010 г. ВШЭ выиграла лишь 16 из 58 конкурсов, проводившихся Минэкономразвития. Но их сумма – более 197 млн. руб. – составляет примерно треть всех расходов на эти конкурсы.
Подобная концентрация госзаказов в одном-единственном учреждении не просто обеспечивает ему комфортную жизнь. Она резко контрастирует с бедственным состоянием остальной науки. Естественным образом обескровливая всех потенциальных противников либеральной точки зрения, она обеспечивает ВШЭ, по сути дела, монопольное положение.
По мере ослабления конкурентов конкурсные процедуры, похоже, начинают стеснять либералов. Именно представители ВШЭ в последние годы ради ограничения конкурсности госзаказа продвигают «концепцию добросовестности госзаказчика». Того самого, который закупает негодную форму «от Юдашкина», в восемь раз завышает стоимость стирки портянок, после многолетней подготовки и многомиллиардных затрат обеспечивает проведение АТЭС-2012 «на стройке» (по определению президента Путина) и многое другое.
Разумеется, всё чаще стали звучать обвинения в том, что либералы готовят антигосударственные по сути рекомендации на бюджетные деньги и в государственном учебном заведении. О том, что это противоречит самой либеральной идеологии, считающей государство злом и требующей минимизации его влияния. Но деятели из ВШЭ не стали посыпать голову пеплом. Они просто сменили юридическую форму. «Школа» была «государственным университетом» (ГУ), а стала «национальным исследовательским университетом» (НИУ).
Конечно, она имеет и свои позитивные стороны.
ВШЭ действительно производит впечатление одного из наименее коррумпированных вузов, дающего возможность поступления талантам из регионов. А её ректор – действительно, без преувеличений гениальный завхоз. Да, Кузьминов проиграл Академии народного хозяйства, возглавляемой бывшим политическим советником Гайдара В. Мау, конкуренцию за поглощение Российской академии госслужбы. Но бесчисленные здания ВШЭ, разбросанные по всей Москве, доказывают его эффективность. Последним приобретением стало поглощение в конце 2011 г. Московского института электроники и математики. Насколько можно судить, не ради последних, а ради «правильно расположенной» недвижимости.
И вот что любопытно. ВШЭ ни дня не подчинялась собственным детишкам – могильщикам из Минобразования. А в 2008 г. перешла из ведения Минэкономразвития непосредственно «под крыло» правительства, поближе к госбюджету. Его оставили для себя, а либерализм навязывают в ответ тому же государству.
А не пора ли вернуть цитадель либеральной мысли в рамки столь любимой либералами на словах конкуренции? А в придачу оставить в «проклятом прошлом» свой исключительный и, по сути дела, монопольный статус?