Министерство культуры во вторник в Госдуме представило проект закона, который поможет, с его, министерства, точки зрения, перевести максимально безвредно артистов театров, цирков и концертных организаций на работу по контракту.
Подготовленный документ предполагает проведение раз в пять лет конкурсного отбора для артистов, режиссеров, художников и других творческих работников, с которыми заключены бессрочные договоры.
Ведомство надеется, что все организации культуры будут переведены на эту систему в течение года после вступления закона в силу.
По данным Минкульта, численность художественно-артистического персонала в государственных и муниципальных театрах в 2011 году составила 43 936 человек, в музыкальных коллективах — 25 120 человек. 70% из них работает по бессрочным трудовым договорам, 20-30% таких сотрудников, а это не меньше 12 тысяч человек не задействованы в работе.
Статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев, представляя проект, уточнил, что документ уже получил согласование в других ведомствах и будет в ближайшее время направлен в правительство РФ, которое и внесет его на рассмотрение Госдумы.
Заместитель председателя Союза театральных деятелей РФ Григорий Смирнов особо подчеркнул, что инициатива Минкультуры "не имеет никакого отношения к определению квалификации работника": "Конкурс не устанавливает порядок определения профпригодности. Речь идет исключительно о востребованности конкретного творческого работника в конкретной организации. Этот законопроект даст инструмент для проведения мероприятий по сбалансированности творческой труппы, но потребует дополнительных мер социальной защиты тех, кто на время будет лишен оплачиваемой работы".
Среди этих самых мер, предложенных представителями театрального сообщества и депутатами на круглом столе, были перечислены и непосредственно материальная поддержка, и предоставление жилплощади для работников театров, в особенности, в регионах, и программы переподготовки творческих кадров, которые позволят актерам, танцорам и музыкантам переквалифицироваться - в гримеров или помощников режиссеров.
Комментируя животрепещущую тему контрактов, которых так боятся актеры, режиссер театра Сатиры Юрий Васильев отметил, что в труппе этого благополучного театра числится 105 человек, из которых полную занятость имеет лишь треть.
"Минимальная зарплата артистов составляет 30 тысяч рублей. Так вот, директор театра сказал, что если бы в труппе осталось 40 артистов, то их зарплата была бы от 200 тысяч до 1 миллиона рублей", - пояснил он.
Последний раз проблема невостребованности артистов предельно громко была озвучена в связи со сменой руководства в московском театре имени Гоголя. 6 августа глава департамента культуры Сергей Капков объявил труппе, за два дня до того собравшейся после отпуска, что ей назначен новый художественный руководитель. Со старым контракт расторгнут по обоюдному согласию сторон.
Возмущенные актеры написали жалобу: президенту, правительству, Госдуме, министру культуры и всем, всем, всем.
В письме 80 подписантов объяснили, что московский департамент культуры легким движением руки совершает «первый шаг к уничтожению репертуарного театра и великих традиций русской театральной школы, для которой ТЕАТР никогда не являлся просто зданием, а был Храмом, душой, домом, где главное – люди, ансамбль, собираемый по крупицам, где артистов воспитывают и выращивают тщательно, с любовью».
Скандал длился не один день, актеры даже провели митинг протеста, пытаясь объяснить общественности, что их банально выгоняют на улицу, но…
Выждав время, Капков объяснил публике, что у театра нет иного пути, как в корне менять образ жизни, и объявил, что волевым решением завершает конфликт: "Это были сложные и трогательные два месяца, трогательные и для нас, и для актеров, но сегодня - время поставить точку в этом конфликте, в этом затянувшемся спектакле. Театру нужны перемены, они никогда не давались легко, но другого выхода нет".
Капков напомнил, что пути вывода российского искусства из кризиса решаются на федеральном уровне. Там, в том числе, в ближайшем будущем будет решен вопрос о переводе актеров на контрактную систему, уточнил он.
"Мы хотим, чтобы Театр Гоголя стал точкой отсчета новой системы управления, новых критериев оценки деятельности театров. Уверены, что талант Серебренникова, Малобродского и профессионализм труппы принесут результаты. Нам важно, что площадка Театра Гоголя станет площадкой для различных проектов, в том числе, для "Саундрамы" Панкова. Рассчитываем, что в театр вернется критик и зритель", - описал тогда светлое будущее Капков.