С этими вопросами уже как корреспондент газеты «Аргументы неделi», а не просто рядовой житель, обратилась к генеральному директору ОАО «Волгоградтранспригород» Александру Васкевичу.
- Александр Федорович, добрый день. Насколько сегодня востребован пригородный железнодорожный транспорт в Волгоградской области?
- За десять месяцев текущего года мы перевезли 3,5 миллиона человек. Рост к прошлому году составил 15%. Всего в России работают 26 пригородных пассажирских компаний. Компания «Волгоградтранспригород» среди них выглядит очень достойно. Населённость вагона у нас составляет 45 человек, при среднесетевой по России – 24. Средняя дальность поездки в пригородных поездах нашей компании – 50 километров, в России – 35 километров. Рост числа поездов составил 7%. Все эти показатели обеспечили нам увеличение доходов.
- Это означает, что вы прибыльное предприятие?
- Надо понимать, что о прибыли как таковой говорить не приходится, ведь себестоимость поездки на самом деле выше, чем платит за билет пассажир – это общемировая практика. В нашем регионе тариф устанавливает региональное министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования. Власти заинтересованы в транспортной доступности всех районов города и в том, чтобы населению предоставлялись качественные транспортные услуги, ведь все это стимулирует экономическое развитие.
Но вообще-то пригородные компании перевозят пассажиров по заниженным (социальным) тарифам, а значит, терпят убытки, которые и субсидируются из областных бюджетов.
ОАО «Волгоградтранспригород» - совместное предприятие ОАО «РЖД» и правительства Волгоградской области. Нам ставят задачу, что каждый вложенный рубль должен работать. И наша компания с этой задачей справляется. Нельзя забывать, что РЖД на протяжении длительного времени остается одним из крупнейших налогоплательщиков. Только за девять месяцев 2012 года филиалы и структурные подразделения ОАО «РЖД» перечислили в бюджет Волгоградской области почти 1,3 млрд рублей , что на 38 % больше, чем в прошлом году. Кроме того, РЖД направляет значительные объемы инвестиций на модернизацию подвижного состава и строительство объектов пригородного железнодорожного комплекса, создавая в первую очередь удобства и комфорт для пассажиров.
- Как вложенные инвестиции смогут ощутить пассажиры пригородных поездов и жители города Волгограда?
- Уже сегодня разработан ряд инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры. Завершены проектные работы по строительству платформы у Дворца спорта, которую должны ввести в эксплуатацию в следующем году. Решается вопрос с проектированием ещё двух. В районе конечной остановки метротрама «Ельшанка» запланировано возведение мультимодального пересадочного комплекса, где должны пересекаться автомобильная дорога, метротрам и электричка. Сама платформа, протяженностью 250 метров – это сложное инженерное сооружение с системой переходов, эскалаторов, рядом с которой должен появиться коммерческий городок. Проектная стоимость объекта оценивается в 300 миллионов рублей. Вторая платформа – у торгового центра на границе Кировского и Советского районов. Таким образом, за три года в Волгограде должны появиться три новые современные платформы пригородного транспорта общей проектной стоимостью порядка 500 миллионов рублей.
- А составы, работающие на пригородных перевозках, они достаточно комфортабельны?
- За последнее время нами решены вопросы комфорта в поездке, мы практически не получаем жалоб по грязи, грубому отношению персонала, зимой пассажиры не мерзнут, ну, разве что летом бывает жарковато, еще не во всех поездах установлены системы кондиционирования. Для того чтобы поездка стала еще более комфортной, в пригородных поездах мы предлагаем различные дополнительные услуги. В основном, это некоммерческие проекты. Например, на поездах Морозовского и Поворинского направлений, где есть техническая возможность, мы организовали продажу горячего чая. Честно говоря, сами не ожидали, что услуга будет так востребована, и мы получим много благодарностей от пассажиров, особенно пожилых.
- А бесплатный Wi-Fi – беспроводной интернет в электричках установили для молодежи?
- Как сработал этот сервис, могу показать на одном примере: поезд 6326 «Шпалопропитка – Тракторная», который прибывает в центр города в 9-30 утра, мы называем его студенческий, потому что им пользуется много студентов и учащихся. Сначала в составе было четыре вагона, после установки беспроводного интернета за год число вагонов увеличилось до восьми. Прибавка за этот год составила примерно 250 тысяч человек.
- Если завтра волгоградцам надоест торчать в автомобильных пробках и толкаться в маршрутках, готовы ли их принять поезда пригородного сообщения?
- Мы готовы к увеличению пассажиропотока на 25-30% , для этого всё есть: и подвижной состав, и что самое главное – пропускная способность. Альтернативы нашему транспорту нет: за 24 рубля пассажир всего лишь за час времени сможет добраться с окраины Красноармейского района до центра города, в теплом комфортабельном вагоне. Для того чтобы пустить дополнительно десять поездов, которые разгрузят продольные дороги от Красноармейского района до города Волжского и обеспечат оптимальный интервал движения, сегодня нам нужно дополнительно получать из городского бюджета два миллиона рублей в месяц. По сути, это цена вопроса избавления Волгограда от автомобильных пробок. Вообще хочу отметить, что в ряде регионов есть проблемы, из-за которых сокращают маршруты пригородных поездов. Мы же стараемся, чтобы наша совместная работа с региональными властями была конструктивной, благодаря этому большая часть проблем успешно решается.
Беседовала Мария СТРОГОВА