Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Один день директора завода

, 10:20

Героями газетных публикаций слишком часто становятся политики, чиновники или депутаты. Очень мало появляется материалов, которые рассказывают о тех, кто связан с производством. В самом деле, кто сегодня знает хотя бы имена директоров волгоградских заводов? «Аргументы неделi» решили устранить эту несправедливость и провели один день с Александром Мольковым - генеральным директором «СУАЛ-ПМ-Волгоград», одного из самых закрытых промышленных предприятий города, производящем алюминиевые порошки и пудры. Завод входит в состав известного российского алюминиевого гиганта РУСАЛ.

Утренний обход

Рабочий день  директора «СУАЛ-ПМ-Волгоград» Александра Молькова начинается в 7часов 30 минут. Служебным автомобилем он пользоваться не любит – добирается на работу за рулём собственного. Поэтому проходную завода я пересекаю с его водителем, машину которого пропускают, а меня просят подойти к охране. Пропуск выписан заранее, но завод – объект особого режима, поэтому на «вертушке» проходной у меня сверяют не только паспортные данные, но даже марку и номерной знак фотоаппарата. Позже директор пояснит:

- Всё, что мы производим, взрывопожароопасно. Поэтому меры безопасности строжайшие. Пойдем на территорию – от меня ни на шаг, руками ничего не трогать.

В 8 часов 30 минут, когда Волгоград стоит в автомобильной пробке, состоящей из тех, кто только добирается до работы, в кабинете директора уже начинается «малая оперативка» - летучка, на которой присутствуют старшие специалисты завода. Директор по производству начинает рабочий день с 7 часов, старшие мастера – с 6-ти. Не потому что так положено или таков регламент… Просто эти люди в буквальном смысле слова «болеют» за предприятие, за свое производство. Здесь работает команда единомышленников, которые каждый со своей стороны вносят вклад в общее дело. На время начала малой оперативки они уже обладают всей информацией по производству.

Разговор нередко из одного русла перетекает в другое. Но Александр Владимирович не дает растекаться мыслью по древу, и как опытный координатор, возвращает к первоисточнику, заостряя внимание на проблеме. Когда обсуждены все узкие моменты и намечены тактические и стратегические задачи,  директор начинает обязательный обход производства.  

- Обход  делаю ежедневно в начале рабочего дня,  - поясняет мне мой новый знакомый. – Ну, конечно, если в это время внезапно не возникает какого-нибудь срочного «московского» совещания. Смысл обхода прост – надо подойти и выслушать людей. Они, как правило, не только расскажут о проблеме, но сами знают и её решение.

- Ходите пешком, не на автомобиле, территория ведь не маленькая?

- Территория «СУАЛ-ПМ-Волгоград» – 12,6 гектаров. Но ещё Иван Васильевич Волков, мой наставник и бывший директор,  учил, что из окна автомобиля всего не увидишь. Ногами все понимаешь, - только ногами.

Вопросы экологии

Для того чтобы выйти на территорию заводских цехов, мне выдают специальную куртку с логотипом РУСАЛа, каску белого цвета и респиратор, на который я подозрительно кошусь:

- Вредное производство?

- Респиратор - в карман, если надо будет надеть, срочно сделайте это, когда скажу или увидите специальный знак на входе  в производственное помещение.

Респиратор используют здесь для защиты от вредных факторов в случае чрезвычайной ситуации  - внезапного появления в воздухе алюминиевого порошка. Он должен быть у каждого посетителя предприятия, так же как огнетушитель должен висеть на любом пожарном стенде, но это не значит, что пожар обязательно случится.

- Вообще-то именно у нас – в порошковой металлургии - производство экологически безопасное, потому что практически безотходное.

В подтверждении своих слов Александр Владимирович показывает мне заводскую трубу, из которой совсем не видно дыма:

- Смотрите, там, на верхушке у нас уже несколько лет гнездится скопа. А эта птица очень избирательна, жить при плохой экологии не будет.

На «СУАЛ-ПМ-Волгоград» производят алюминиевую пудру и порошок. Продукция используется в самых различных отраслях: от быта до космоса.  А также в металлургии, химии, энергетике, горнорудной и строительной промышленности, при производстве различных видов техники. Это и отражающее покрытие элементов солнечной энергетики, и газобетонное производство в строительстве, и порошок для сварки под водой, и краска «серебрянка»... В Израиле даже изобретен автомобильный двигатель, топливом для которого служит алюминиевый порошок.

- Готовы наладить производство для Израиля, если возникнет потребность? - шучу я.

- Почему нет, - парирует Мольков. – Мы уже отправляем порошок на экспорт. Сейчас много заказов от немецких строителей.

 

Нам «стандарты» строить и жить помогают

На уличной территории завода – традиционная доска почёта. А на входе в один из цехов – стенд с прикреплёнными фотографиями персонала -бейджиками.

- Это фото тех, кто сейчас работает в смене. Очень удобно. Сразу видно, кто мастер, кто  из рабочих на какой установке, кто за что отвечает. Исключает лишние вопросы и делает работу персонифицированной, - перехватывает мой удивленный взгляд директор. – Придёт следующая смена – вывесят свои «бейджики». Здесь не автоматы работают, а люди, - продолжает Александр Мольков, - мы все – одно целое – команда.  Мы вместе делаем наше дело. Поэтому каждый работник должен быть, как минимум, узнаваем. Этого требует элементарное уважение.

 На следующих стендах  - карты пошагового выполнения операций, в создании которых, кстати говоря, также принимали участие сами рабочие. Здесь в самой доступной форме с фотографиями описаны все производственные шаги, которые совершаются во время любой рабочей операции. Стандартизация позволяет  улучшить организацию труда, исключить несоответствия по качеству  продукции  и повысить безопасность на рабочем месте.

 

Первый объект, который показывают мне – мельница по производству алюминиевой пудры.

- Сюда отбираем только людей, обладающим музыкальным слухом, - улыбается старший мастер отделения №2 Алексей Карпенко. – Если хоть что-то идёт не так, изменяется тональность звука мельницы. Приборы это обнаружат не сразу, а человек  услышит изменение звука  и примет правильное решение по регулировке остатка мельницы.  

Следующий – цех по производству азота и кислорода, это сердце предприятия.  Азот необходим в цикле как инертная среда по изготовлению алюминиевого порошка. А кислород, как побочный продукт - продают, либо излишки выбрасывают в атмосферу. Вот и получается, что производство не просто экологически безопасное, но и полезное.

Из курса школы помню, что кислород – газ, и состояние, в котором он может находиться, называется газообразным. А тут мне демонстрируют целое ведро жидкого кислорода. Эффектный трюк фокусников, когда цветок окунают в жидкий кислород, потом бросают об землю, и он разбивается на мелкие кусочки, я отвергаю. Мы ведь договорились не вредить природе.

Технологии  «Тойоты»

Кульминационный момент директорского обхода на сегодня – презентация по обучению стандартизированной работе, на котором опять же рабочие сами выявляют потери и   предлагают  улучшения, кайзены. Это слово японского происхождения, взято из работы корпорации «Тойота». В общем,  у нас такой аналог был: на советских заводах это называлось рационализаторское предложение. Но нюансы, различия есть. Кайзен-предложение – это мелкое улучшение направленное на охрану труда, экономию рабочего времени и т.д., которое каждый работник способен оформить за несколько минут, увидев проблему в ходе выполнения какой-либо рабочей операции, это возможность и  для оптимизации любого вида издержек. Предложения от рабочих поступают самые разные, и не все они направлены на извлечение дополнительной прибыли или снижение финансовых затрат. Это и улучшения по охране труда, и сокращение временных затрат на выполнение операций, и изменения в оборудовании рабочего места для удобства и комфорта работников. Подавляющее большинство таких предложений оперативно внедряется.

Сегодня в ходе обучения возникла тема  кайзена «Замена асбеста на лучший экологический и температуростойкий материал». Молодые ребята – здесь действительно очень много молодых, средний возраст работников – 32 года, пошагово рассказывают, что и как они предлагают улучшить. Кстати говоря, за каждое толковое предложение обязательно следует материальное вознаграждение.

- Но такая мотивация - не самая главная, -  считает Мольков. -  Ребята по–настоящему вовлечены в процесс производства, осознают свою причастность. Теперь для них – это своё, прочувствованное. А к своему отношение особое. Здесь не плюнешь, не сломаешь, не отбудешь смену, что называется, спустя рукава.

Время работы и время праздников

После возвращения директора с обхода, примерно в час дня, уже готовы финансовые документы, дожидающиеся решения руководителя. К этому же времени накапливается и вторая партия электронной почты: запросы и вопросы управляющей компании, послания клиентов и партнеров.

Официальное окончание рабочего дня -17-00. Но на директора это, как правило, не распространяется.

- Иногда могу уехать, а потом приехать часиков в 8-9 вечера. Кстати, замечательное время, чтобы увидеть и осознать проблемы, которые днём можешь пропустить. И разговоры с рабочими и специалистами, занятыми в смену в это время, совсем другую тональность принимают.

- Но ведь должны же быть выходные, праздники, - возражаю я.

- Конечно, бывают, но редко,- отвечает Александр Мольков. - У меня три дочки. Они загодя составляют план мероприятий и ждут, когда у папы будет выходной. Иногда по несколько недель терпеливо ждут. А праздники у нас, конечно же, бывают. Два - день металлурга и день волгоградского алюминиевого завода. Ну, и новый год – с 31 декабря по 2 января, когда останавливаем производство. Но больших новогодних каникул, как в стране, себе позволить не можем. Уже 3 января производство запускается вновь.

Аргументы биографии

Александр Мольков  родился в Волгограде. После окончания Волгоградского технического университета зашёл в отдел кадров алюминиевого завода, где в это же время оказался и директор цеха порошковой металлургии Иван Васильевич Волков. Волкову инженер химик-технолог, окончивший вуз с красным дипломом, пришёлся ко двору. Начал Александр рабочим, после прохождения квалификационной комиссии назначили мастером отделения производства алюминиевой пудры. Поработал, затем отслужил в армии, вернулся к Волкову и через некоторое время стал его замом. Период нескольких реорганизаций, в результате которых производство порошков и пудр то становилось самостоятельной единицей, то одной из структур старшего алюминиевого брата, был нелёгким. Трагической развязкой стало покушение на Волкова в подъезде собственного дома. После нескольких операций он умер, убийцу так и не нашли. Если бы ученики и последователи Волкова не взяли на тот момент руководство производством на себя, его попросту бы закрыли. Пришлось коллективу доказывать, что производство рентабельно. Им поверили, а Александру Владимировичу доверили управление. Так, с 2005 года, начался новейший период истории развития «СУАЛ-ПМ-Волгоград».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram