В агентстве «Росбалт» состоялась пресс-конференция в защиту жителя Архангельска Ивана Мосеева, обвиненного по статье 282 «Разжигание национальной розни» за то, что он якобы в интернет-дискуссии назвал русских быдлом. Авторство интернет-высказываний вообще с трудом поддается определению, да и само обвинение очень уж смехотворно.
Если бы устроители конференции этим и ограничились, они бы достигли своей цели. Но, на свою беду, они попытались представить дело как сфабрикованное с подачи ФСБ преследование немногочисленного северного народа поморов, поскольку господин Мосеев является председателем центра «Поморское возрождение». И обвиняли его, оказывается, не по 282-й статье, а по 275-й («измена Родине»), да только доказать не смогли.
Ситуация явственно запахла бредом. Поморы — это русские жители берегов Белого и Баренцева морей, чья деятельность связана с морем: рыболовы, лоцманы, корабелы. Какая может быть национальная рознь между русскими и… русскими? А что ходят мужики в расшитых рубашках — так и пусть ходят себе, если хочется, криминала в том нет.
Трагическая история ХХ века показывает, что этнические проекты не существуют сами по себе как явление чистого патриотизма. Проект «судетские немцы» обернулся аннексией Чехословакии, «братья финнов — карелы и вепсы» — этническими чистками в оккупированной финнами Карелии. Польские проекты на Украине и в Белоруссии явно нацелены на полонизацию и дальнейшую аннексию полонизированных территорий. А кто стоит за этническим проектом «поморы»?
Появился он в начале 1990-х годов, то есть в самое смутное время «перестройки». До того жители нескольких десятков рыбачьих деревушек искренне считали себя русскими и знать не знали, что принадлежат к «коренному» народу, история которого насчитывает гораздо более отведенных ей в учебнике по краеведению 500 лет. Здесь начинаются этнографические споры, в которых оппоненты благополучно вязнут. А надо не родословные изучать, а программные статьи читать: «Поморы» — проект, развернутый отнюдь не в прошлое, а в будущее.
В последние годы все большую силу набирают геополитические изыскания, предвещающие скорый распад России. Вот последний «овощ» с этого «огорода»: недавно анонсированная все тем же агентством «Росбалт» книга Даниила Коцюбинского «Глобальный сепаратизм как преодоление “конца истории”, или Что таит революция в маске?». Смысл сочинения следующий: Российская Федерация обречена, поскольку в историческом плане продолжает традицию имперской государственности, которая неспособна к полноценной модернизации... ну и так далее. В русле этих теорий была выдержана размещенная на сайте «Эхо русского Севера» статья «Поморье в евразийском мире». Вокруг нее, кстати, и состоялось то самое обсуждение в интернете, где на фразу «Вас, поморов, две тысячи, а нас, русских, миллион двести» человек с ником «поморы» ответил: «Вас миллион быдла, а нас две тысячи людей».
Статья вполне в русле теории господина Коцюбинского, с характерным подзаголовком «Настало время “деколонизации” регионов России». «Мы вступаем в эпоху регионов, — говорится в ней. — ...Региональная идентичность идет рука об руку и все теснее переплетается с этнической. При этом развиваются интеграционные процессы между географически, исторически и культурно близкими регионами разных стран… На севере Европы трансрегиональной общностью является Баренцрегион, включающий и Архангельскую область».
Интереснейший проект, надо сказать, этот «Баренцрегион». Стартовал он в 1993 году и формально был декларирован как объединение регионов, окружающих Баренцево море: по несколько губерний Финляндии, Швеции и Норвегии, Архангельская и Мурманская области, чуть позднее — Карелия и Ненецкий автономный округ.
Какова же цель данного проекта? В статье, размещенной на официальном сайте «Баренцрегиона», открытым текстом говорится: «Как следует из программных документов, выступлений политических деятелей, аналитиков, ученых, главной задачей в создании евроарктического Баренцева региона является стремление придать ему не только функциональный характер, но и… характер идентичного региона — области, где население имеет определенное внутрирегиональное самосознание, противостоящее другим (внешним) регионам». Если перевести геополитические выкладки на обычный язык, то это означает: жители побережья Баренцева моря, живущие в разных странах, ближе друг к другу, чем к жителям других областей собственного государства. Вот только единственным государством, размеры которого делают это высказывание актуальным, является Россия.
А теперь сведем все вместе. Геополитические прогнозы о распаде России, пиарящаяся в Архангельске теория «регионализации», «Баренцрегион» с его идеей, что население российских северных областей должно тяготеть к скандинавским странам и противостоять «внешней» Российской Федерации — и «поморский проект».
Как сказано в той же статье о Поморье, «в Архангельской области живут самые разные народы и этносы, но духовный и культурный стержень ее — поморы, которые открыли и освоили для России Арктику и Сибирь». Вот так, ни больше, ни меньше. Если почитать соответствующую литературу, голова идет кругом. Оказывается, поморы — народ, происхождение которого теряется во мгле тысячелетий, именно они являются хранителями древнего православия, и многое, многое другое...
Это не шизофренический бред, отнюдь: у нас на глазах простенько так и беззастенчиво идет формирование нерусской «титульной нации» российской части Баренцрегиона, которая тяготеет отнюдь не к России. Является ли все вышепоименованное разжиганием национальной розни, предоставим судить читателю. К этому процессу непосредственно причастен судимый в Архангельске господин Мосеев как один из творцов поморского этнического проекта. Кстати, его тесных контактов с норвежцами в рамках программы «Баренцрегион» не отрицали даже устроители конференции. Получал гранты? Вроде бы получал, издал на эти деньги сборник поморских сказок. Ездил в Норвегию? Ездил — для культурных контактов с другими поморами, живущими на норвежском побережье. И даже если не он автор одиозной фразы, то однозначно имеет к ней отношение, по крайней мере, в качестве вдохновителя.
Клинического идиотизма архангельской истории вышеприведенные рассуждения не отменяют. А вот то, что наше законодательство позволяет судить за фразу в интернете, но никак не может защитить страну от подобных инициатив — проблема. И, честное слово, куда более серьезная, чем коммерческая деятельность депутатов, на проверку которой Госдума угрохала столько времени нынешней осенью.