После бунта в колонии строгого режима №6 г.Копейска Челябинской области возбудили уголовное дело по 286-й статье УК РФ (превышение должностных полномочий). Об этом сообщается на сайте регионального управления СК РФ.
Сотрудники СК приняли 41 заявление заключенных. Во многих из них речь идет о вымогательстве - заключенные утверждают, что надзиратели на протяжении четырех последних лет требовали с них взятки в размере от пяти до 90 тысяч рублей. Для "неплательщиков" в колонии создавались "неблагоприятные условия".
Как пишет «Коммерсант», заключенные рассказали о многочисленных фактах вымогательства денег, в частности за разрешение свиданий с родственниками. Схема получения денег была сложной. "Зачастую обычным заключенным члены так называемого актива (заключенные, выступающие в поддержку администрации пенитенциарного учреждения) говорили о том, что нужно платить за то, чтобы получить положенные законом свидания. Те же, кто отказывался платить или не имел денег, родственников в итоге и не видели. Сотрудники колонии от имени этих заключенных писали заявления об отказе в свидании",— рассказал на условиях анонимности родственник одного из заключенных. Собранные поборы перечислялись на расчетные счета родственников "актива", а затем "жертвовались" колонии в качестве добровольной помощи. Эту информацию вчера подтвердил и челябинский омбудсмен Алексей Севастьянов: "По моим данным, подобная схема распространялась и на дополнительные свидания, их можно было получить только за 15 тыс. руб.". В главном управлении ФСИН по Челябинской области вчера комментировать заявления следствия не стали, заявив, что ведется служебная проверка.
Одновременно возбуждены пять дел по статье 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти). Фигурантами этих дел станут родственники и друзья осужденных, которые нападали на выставленное вокруг колонии оцепление ОМОНа.
Фигурантов ни в одном деле пока не появилось, личности подозреваемых устанавливаются.
Акция протеста в колонии началась 24 ноября. Протестующие потребовали ослабления режима и освобождения нескольких заключенных из штрафного изолятора. По официальным данным, в акции участвовали не более 250 человек, по данным правозащитников - около полутора тысяч человек.
В субботу там был "родительский день", поэтому возле учреждения собрались родственники заключенных, приехавшие на свидания. Узнав, что свиданий из-за акции протеста не будет, люди начали нападать на сотрудников ОМОНа. В итоге были задержаны 38 человек (все они были привлечены к административной ответственности и оштрафованы на 1 тыс. руб., а один нападавший арестован на пять суток).
После того как акция протеста получила широкий общественный резонанс, спецконтингент прекратил ее и добровольно разошелся по баракам, с заключенными начали работать прокуроры, следователи и подчиненные уполномоченного по правам человека Владимира Лукина. Акция окончательно была прекращена лишь 27 ноября - в этот день было снято оцепление и ушли последние 30 родственников, остававшиеся возле территории. Администрация объявила, что заключенные добровольно вышли на построение. В то же время бывший заключенный этой колонии Михаил Ермураки сказал изданию OpenSpace, что, по его сведениям, участников бунта в наказание выгнали на плац в голом виде. Они стояли там пять часов при температуре минус девять градусов.