Раритетные лимузины Минобороны нашлись. Как оказалось, они не терялись и находятся на своем законном месте - в расположении 147-й автобазы. Ранее в СМИ просочилась информация о том, что редкие машины могли быть проданы коллекционерам.
Вопрос о том, все ли старинные автомобили на месте, до сих пор остается открытым. Следователи никак не могут пересчитать весь автопарк. Простая арифметика оказалась им не по зубам. А ведь всего-то и требуется: из общего числа машин, которые находились на балансе, вычесть те, что были вывезены, и сверить, сходятся ли цифры.
Нехорошие предчувствия у следствия все же сохраняются – проверка продолжается, сотрудники ФСБ работают сразу в двух направлениях: в Музее военной техники в Рязани и в московском спецгараже. Сверять номера двигателей машин с номерами накладных сюда уже приезжали и не раз.
В спецгараже, где нашли свое пристанище 55 уникальных авто, побывала уже не одна комиссия — Следственного комитета, ФСБ, МВД, Главной военной прокуратуры. Итог их работы пока не известен. Для чего автомобили забрали из музея и "прописали" на закрытой автобазе — тоже непонятно, ведь посетителям туда не попасть, раритеты просто пылятся и никуда не выезжают.
Всего же в музее военной автомобильной техники при Рязанском Военном автомобильном институте были когда-то собраны около 150 единиц уникальных антикварных машин и техники. Все это «богатство» разместили на четырех тысячах квадратных метрах. Говорят, почти все машины были на ходу, за ними следили курсанты, поэтому обходился музей Министерству обороны практически бесплатно. В 2010 году бывший глава ведомства Анатолий Сердюков распорядился его расформировать, а самые ценные экспонаты отправить в столицу. Произошло это после визита экс-министра и просьбы сделать альбом с фотографиями лучших машин. Отобрали самые уникальные автомобили и мотоциклы (около шести десятков) и вывезли из музея. Все они представительского класса. Обслуживали только высшее руководство бывшего СССР.
В хранилище нашлись правительственные "Чайки", "ЗиМы", экспериментальные образцы военной техники, созданные для Минобороны и спецслужб в единичных экземплярах. Здесь же легковой автомобиль представительского класса "ЗиС-110", сопровождавший Никиту Хрущева в поездках по колхозам и совхозам. Серо-голубой кабриолет ЗИЛ-111. Как сейчас сказали бы – премиум-класса. На нем первый космонавт Юрий Гагарин ехал на Красную Площадь для доклада руководству страны об успешном полете в космос. Еще один эксклюзив — "ЗИЛ-117" 1971 года выпуска, "драйверская" версия, созданная по личному распоряжению Леонида Брежнева. Мощность – 300 лошадей. На ней ездил Фидель Кастро, когда приезжал в СССР.
Помимо исторической ценности все эти авто имеют и вполне реальное денежное выражение: самый престижный кабриолет советской элиты "ЗИЛ-111" эксперты оценивают в 800 тысяч евро, первый советский послевоенный автомобиль представительского класса "ЗИС-110" может стоить до 600 тысяч евро, каждая "Чайка" — по 50 тысяч евро. Это условная цена, колеблящаяся в зависимости от того, кому принадлежал автомобиль. По заверениям экспертов, прошлогодний рост цен на ретро-автомобили опередил не только динамику на рынке акций, но и на рынке драгоценных металлов (плюс 20 процентов против десяти процентов — у золота).
Как видим, мода на "дорогие и красивые игрушки" применима и к военному ведомству, ровно настолько, насколько и антиквариат, и единичные экземпляры драгоценностей, и редкие полотна Айвазовского, Левитана, Шишкина и Саврасова, которые неожиданным образом обнаружились в ходе обысков у бывшего начальника Департамента имущественных отношений ведомства. Позже по распоряжению нового министра Сергея Шойгу картины вернули в Культурный центр Вооруженных сил РФ. Что ждет ретро-автомобили, не берутся говорить даже в самом Министерстве обороны. Стоят себе, пылятся в тепличных условиях.