Венчурные фонды или футбольные команды?
23 ноября 2012, 15:46 [ «Аргументы Недели» ]
В Общественной палате РФ участники круглого стола «Коммуникации в сфере инноваций и венчурных инвестиций» обсудили актуальность качественных коммуникаций в области наукоемких технологий, научных достижений, инноваций, венчурных инвестиций. Основой для дискуссии послужили две блиц-презентации проектов, принимавших участие в конкурсе «Серебряный Лучник» прошлого года: «Телеком Идея: вовлечение молодежи в систему открытых инноваций оператора связи» ОАО «МТС» и «Информационное обеспечение конкурентных преимуществ компании в сфере инноваций» ОАО «Северсталь». Обе презентации подтвердили суждение, что идея – это только 10% успеха. Если ее автор не может коммуницировать, не способен донести информацию до нужной аудитории, значит, он не сделал ничего!
«Если за рубежом инновации в значительной степени наделяют маркетинговым смыслом, а понятие «инновационный продукт» употребляют для обозначения конкурентного преимущества, то в России до сих пор пользуется популярностью термин «внедрение». То есть, в российском обществе до сих пор действует модель, при которой итогом появления новых продуктов считается процесс производства знаний. И вся коммуникация сводится к последовательной передаче информации от центра генерации к исполнителям, которые могут применить предложения. Между тем, данная схема рушится при малейшем столкновении с практикой, - говорит директор департамента продвижения инноваций и социальных программ ОАО "РВК" Евгений Кузнецов.
Покупать венчурные фонды выгоднее, чем футбольные команды!
Венчурная индустрия является не только лучшим способом зарабатывания денег. Венчурная индустрия предназначается для решения иных, весьма прагматических задач: поиска новых технологий, которые можно либо пустить в дело, либо перекрыть дорогу конкурентам. Есть и более экзотические технологии. В США огромное число бизнесменов вкладываются, чтобы получить доступ к определенной среде. Это персональный контакт с людьми, которые в этом мире «супер Я!». Иными словами, венчурные инвестиции – это вход в определенный круг. Многие использовали этот инструмент и на 100% отработали положительный имидж в глазах представителей новой экономики. Иными словами, покупка венчурного фонда в перспективе выгоднее, чем покупка футбольной команды. И огромное число людей это понимает. Поэтому это становится определенным элементом моды и стиля.
Какой же смысл вкладывать в «инновации» в современном российском контексте? Это возможность добиться ключевых изменений в позиции своей компании, своего бизнеса за счет включения в процесс чего-то нового. И это новое начинает быстро работать. Как только ты показываешь, что понимаешь смысл этой деятельности, как только начинаешь коммуницировать в новом формате, общаться на новых площадках, по-другому смотреть на людей с улицы, двигаясь навстречу их потребностям – приходит успех!
Сначала докажи, что ты хирург, потом режь!
Инновации драматически ломают устои. Условно говоря, чтобы в традиционном бизнесе дойти до генерального директора, надо пройти сотни кабинетов, пообщаться со множеством людей. Инновации позволяют зайти напрямую, минуя различные протоколы и комиссии: можно заявлять о своем изобретении «сразу наверх». Прозрачность рынка биологически его ускоряет. Это то, что приносят инновации. И коммуникации здесь – ключевое слово. Без новых площадок, языка, ценностей, форм обмена, невозможно приступить к делу. Есть три ключевых фигуры, без которых компания не должна начинать бизнес: коммуникатор, маркетолог и финансист. Причем лучше всего, если они являются профессионалами высокого класса.
Декларация компании о готовности выпускать продукт, требуемый на рынке, должна стать сигналом для разработчиков предлагать свои решения. Только двусторонняя коммуникация способна предоставить все преимущества вовлеченным сторонам. То, что сейчас в мире называется «открытой инновацией» - результат этой подхваченной инициативы ускоренного развития рынка за счет постоянного обновления.
Сейчас инновации становятся новым языком, через который раскрываются новые понятия. Например, «кооперация для конкуренции», «технологические платформы», «технологические альянсы», когда крупные компании объединяются, чтобы совместными усилиями продвинуть технологическое решение, без которого невозможно развиваться. Инновации позволяют создать новые правила игры и внутри самих компаний, заставляя менеджеров осознавать: если они не будут сохранять высокий темп, коммуницировать со стейкхолдерами на языке постоянного обновления, то к ним пропадет интерес.
Подводя итоги состоявшейся дискуссии, участники встречи отметили возрастающий интерес к профессиональной специализации в области инноваций и венчурных инвестиций, формирование перспективных инновационных кластеров в регионах, например, Ульяновске, Перми, Обнинске, Калуге, Томске. Председатель экспертной группы Яков Миневич подчеркнул желание Исполнительной дирекции найти и представить новые примеры успешных практик в сфере инноваций и научных достижений на конкурсе Национальной премии «Серебряный Лучник», заявки на который принимаются до 31 декабря2012г на официальном сайте www.luchnik.ru
В дискуссии принимали участие: Евгений Кузнецов, ОАО «РВК»; Михаил Попов, ОАО «РОСНАНО»; Елена Серегина, ОАО «МТС»; Борис Еремин, президент Российского отделения Международной рекламной ассоциации; Яков Миневич, директор Агентства «РИМ Портер Новелли», председатель Экспертной группы номинации «Лучший проект продвижения научных достижений и инноваций» Национальной премии «Серебряный Лучник».
Модератром круглого стола выступила Надежда Явдолюк, исполнительный директор Национальной премии в области развития общественных связей «Серебряный Лучник».
ОРГАНИЗАТОРЫ:
Российская Ассоциация содействия науке (РАСН) была учреждена летом 2011 года и зарегистрирована Минюстом в ноябре 2011 года. Целью деятельности ассоциации является консолидация усилий членов РАСН, граждан, общественных объединений и иных представителей гражданского общества для всемерного содействия развитию российской науки.
ОАО «РВК» - государственный фонд фондов, институт развития Российской Федерации, один из ключевых инструментов государства в деле построения национальной инновационной системы. Уставный капитал ОАО «РВК» составляет более 30 млрд руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество). Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК», достигло 12, их размер - 26,1 млрд руб. Доля ОАО «РВК» - более 16 млрд руб. Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний достигло 126. Совокупный объем проинвестированных средств - 10,8 млрд руб.
ОАО «РОСНАНО» реализует государственную политику по развитию наноиндустрии, выступая соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. 100% акций ОАО «РОСНАНО» находится в собственности государства. Председателем правления ОАО «РОСНАНО» назначен Анатолий Чубайс. К сентябрю 2012 г. ОАО «РОСНАНО» и Фондом инфраструктурных и образовательных программ профинансировано 105 инвестиционных проектов с общим бюджетом 480 млрд руб., включая софинансирование РОСНАНО 206 млрд руб. Средства компании проинвестированы в российские компании (76%), компании из США (16%), европейские и азиатские компании (по 4%). Подробная информация о РОСНАНО и Фонде инфраструктурных и образовательных программ - на сайте www.rusnano.com
АИРР - содействие эффективному инновационному развитию регионов-участников, построенное на признании сложившихся различных моделей научно-технического роста. 8 регионов, входящие в состав АИРР представляют собой 8 различных и полноценных моделей инновационного развития. Это ресурс будет использован для отработки государственных механизмов региональной поддержки.
Журнал «Наука и Жизнь» выходит с 1890 г. Его основатель - писатель, автор научных трактатов по медицине, математике и минералогии Матвей Глубоковский. На протяжении более 120 лет основной целью журнала является популяризация научных знаний. В числе его рубрик: наука, техника, медицина, история, человек и компьютер, логические задачи, головоломки и т.д. А среди постоянных авторов лауреаты Нобелевской премии Жорес Алферов, Виталий Гинзбург, Владимир Губарев, Борис Патон. Главная отличительная черта издания - это ответственность за каждое слово и полная достоверность информации. Аудитория издания охватывает широкий круг читателей. Это научно-техническая интеллигенция, профессорско-преподавательский состав вузов, руководители крупных предприятий. Тираж – 45 тыс. экз.
Агентство «110» обладает полным набором компетенций для продвижения высокотехнологичной продукции как в России, так и на мировом рынке. Команда проекта формировалась и набирала опыт в группе компаний НТ-МДТ (второе место в мире по производству сканирующих зондовых микросокопов, данные независимого маркетингового агентства). В настоящее время клиентами Агентства «110» являются предприятия из самых разных отраслей - научное приборостроение, химическая промышленность, медицинское оборудование, микро- и наноэлектроника, проектирование и строительство сложных производственных комплексов и многие другие.
Национальная премия в области развития общественных связей «Серебряный Лучник» учреждена в 1998 году Торгово-промышленной палатой РФ, Союзом журналистов РФ и Российской Ассоциацией по связям с общественностью (РАСО). За 15 лет в конкурсе приняло участие почти 2000 проектов. Открыт конкурс «Серебряный Лучник»-США. Создана система региональных конкурсов, охватывающих Юг, Сибирь, Урал, Дальний Восток, Приволжье и центральную часть России. По итогам конкурса премия присуждается в 10 номинациях. Регистрация проектов на конкурс с 15 октября по 31 декабря 2012 года. Церемония награждения лауреатов - 15 февраля 2013 года. Все условия участия на официальном сайте премии www.luchnik.ru