В Законодательном Собрании Тверской области подвели первые итоги реализации регионального закона о бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям.
Члены постоянного комитета по аграрной политике, природопользованию и собственности Законодательного Собрания заслушали доклад Правительства Тверской области о ходе реализации закона. Как отметили депутаты, ситуация сложная, но не безнадежная. Тем более что активность муниципальных образований в решении земельного вопроса в последнее время заметно усилилась.
Напомним, что закон «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Тверской области» принят областным парламентом в декабре 2011 года. Согласно этому закону право на бесплатные земельные участки имеют семьи, проживающие на территории нашего региона не менее пяти лет и имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет. Земельный участок предоставляется либо под строительство жилья (от 0,1 до 0,15 га), либо для ведения личного подсобного хозяйства (от 0,15 до 0,25 га). Причем одно из условий предоставления – земельный участок должен находиться в муниципальной собственности. Как оказалось, это условие и стало одной из проблем, замедляющих реализацию закона.
Если муниципалитет не имеет свободных земель на собственной территории, предусмотрена процедура передачи ему земель, находящихся в собственности другого муниципального образования или в государственной собственности. И в таких случаях многое зависит от оперативности принимаемых решений и активности местных властей.
По информации Правительства Тверской области на данный момент из 6642 многодетных семей на территории региона на учёт для получения земельных участков встали 2414. Надо отметить, что далеко не все семьи, имеющие право на бесплатный земельный участок, захотели этим правом воспользоваться. Причины разные: недостаточная информированность, отсутствие средств или нежелание заниматься строительством.
В целом выделение земельных участков идет крайне медленно. По состоянию на 1 ноября текущего года земельные участки в собственность получили 90 многодетных семей. Лидерами стали Андреапольский (14), Западнодвинский (28), Лихославльский (25) и Оленинский (16) районы.
Общая площадь сформированных земельных участков для последующей передачи многодетным семьям, составляет 311,42 га, из них передано в муниципальную собственность порядка 170 га. Планируется сформировать и поставить на государственный кадастровый учет земельных участков общей площадью чуть более 482 га.
Как показывает практика, не все муниципалитеты оперативно решают вопросы предоставления земли. Отдельные муниципальные образования приступили к процедуре формирования земельных участков лишь спустя 5-6 месяцев после вступления закона в силу. Кадастровые работы здесь ведутся низкими темпами. Такая ситуация сложилась в Бежецком, Весьегонском, Жарковском, Осташковском, Пеновском и многих других районах области. Более того, в большинстве случаев органами местного самоуправления формируются земельные участки, не обеспеченные коммуникациями, что является сдерживающим фактором для строительства жилья.
Депутаты областного парламента обозначили системные недостатки исполнения процедуры выделения участков. В частности, это касается крупных городов (Твери, Ржева, Вышнего Волочка), где нет собственных свободных земель. В них, как и во многих других муниципальных образованиях, необходимо провести большую предварительную работу по оформлению участков, что требует как длительного времени, так и финансовых затрат.
Впрочем, есть и положительные примеры работы муниципальных властей. Так, в том же Ржеве 220 многодетных семей, из которых на учете для получения бесплатного земельного участка стоит 78 семей. Свободных земель на территории городского поселения нет, поэтому предоставление земельных участков многодетным планируется за счет земель агроколледжа «Ржевский» (переданных в бессрочное пользование) - в деревне Хорошево, находящейся практически в городской черте.
- Те муниципальные образования, которые добросовестно работали над реализацией закона, уже добились определенных успехов, - отметил заместитель председателя областного парламента Сергей Голубев. – Нужно помочь остальным и жестко спрашивать, в том числе с муниципальных образований, за работу над реализацией этого действительно нужного закона.
По итогам обсуждения комитет Законодательного Собрания рекомендовал определить потребность в финансовых ресурсах, необходимых для формирования земельных участков и их инженерного обустройства. Эти средства следует предусмотреть при формировании областного бюджета в рамках областного фонда софинансирования расходов.
Пресс-служба Законодательного Собрания Тверской области