Государственный герб России на дверях кабинетов таможенников Воронежа стал причиной конфликта с прокуратурой, суда и штрафных санкций. Похоже, право использования государственной символики становится для чиновников ещё одной статусной привилегией вроде блатного номера и мигалки. Как следствие, для многих россиян флаг и герб превращаются из символов страны в символ правящей власти.
Орёл не для всех
Ленинский районный суд Воронежа постановил оштрафовать Воронежскую таможню на 100 тыс. рублей по иску Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Мало того что Закон «О Государственном гербе РФ» запрещает использовать его на табличках кабинетов, так воронежская таможня ещё и не является органом государственной власти. Хотя для простого гражданина все федеральные структуры мазаны одним миром, чиновник видит ситуацию иначе.
– В третьей статье Закона «О гербе» прописано, что в цветном варианте он может присутствовать на бланках Конституционного суда или Госдумы, а на документах Счётной палаты, Центробанка или Генпрокуратуры – только в чёрно-белом, – говорит адвокат Николай Артамонов. – А одноцветный вариант без геральдического щита – это уже удел дипломатических представительств или областных прокуратур. На документах и печатях герб может использовать почти любая государственная структура, но на визитных карточках – ни один гражданин, включая президента. На пограничных столбах герб должен присутствовать в обязательном порядке, но кабинеты таможенников – другое дело. Это всё равно что надеть генеральский мундир, не будучи генералом.
Воронежские таможенники попытались оспорить решение суда: мол, на их кабинетах появился не герб России, а лишь его элементы. Но ведь и претензия была не совсем юридическая. В разросшейся бюрократической системе всё сложнее ориентироваться даже знатокам: структур и ведомств тьма, а реальный вес каждой из них не всегда понятен. И прихватить друг друга «за герб» – показатель влияния и силы.
Был случай, когда пытались оспорить наличие двуглавого орла на фасаде Смольного: мол, администрация Петербурга – всего лишь мэрия и права на государственную символику не имеет. Спасло то, что сам по себе Смольный институт – историческое здание, а орёл восстановлен по фотографиям царских времён и охраняется как культурное наследие.
Если между госструктурами развернулась борьба за использование герба, логично предположить, что простые россияне скоро смогут на него лишь смотреть. Самый надёжный способ это сделать – взять в руки паспорт и уронить слезу на обложку. Патриотически настроенного екатеринбуржца, который разместил герб на заднем стекле автомобиля, оштрафовали на 5 МРОТ. А за поднятие у дома в Подмосковье государственного флага с гербом штраф составил 3 тыс. рублей.
Обычный триколор россиянам вроде бы не запрещается иметь и выставлять напоказ. Но житель Нижегородской области, разместивший его над баней, столкнулся с непониманием как властей, так и соседей. Всё правильно: отношение россиян к флагу парадоксально, неоднозначно и сугубо индивидуально.
Флаги наших праотцов
В СССР рынка государственной символики не существовало вовсе, а кумачовые стяги патриоты таскали с мероприятий. Все красные полотнища, боевые знамёна и транспаранты производили на единственной текстильной фабрике во Владимире. Сегодня делать и продавать государственные флаги имеет право любая фирма без специальной лицензии. Государству всё равно, продают флаг российский, английский или панамский – налог един для всех. Отсюда и доступная цена флага – около 1 тыс. рублей.
– Спрос на триколор цикличный и резко возрастает вместе с продажами алкоголя в преддверии, например, майских праздников, – рассказывает Андрей Румянцев, производитель флагов из Петербурга. – Или когда национальная сборная в хоккей играет. А 22 августа в разрекламированный властями День государственного флага оживления незаметно. Распространители говорят, что по объёмам продаж триколору далеко до символики футбольного клуба «Зенит».
Для сравнения: в США спрос на национальные флаги устойчивый и ровный в течение года, а 4 июля никакого ажиотажа нет. У каждого американца есть знамя, и его мало беспокоит тот факт, что 80% этой продукции делается в Китае. Не переживают и власти. Флаг – это одна из точек национального объединения, и чем он дешевле – тем лучше.
– Для производителя огромное подспорье – российский аврал, – говорит Андрей Румянцев. – Обычный срок исполнения заказа составляет две недели, но заказчику часто нужно послезавтра. Это значит, что высокий гость приезжает на завод или в посёлок, а там даже на здание администрации нечего повесить. Заказчик готов платить двойную и даже тройную цену за срочность. Вы не представляете, как часто это происходит! К примеру, ни с того ни с сего вдруг требуются сто национальных флагов и пятьдесят портретов президента.
Российский триколор впервые поднял Пётр Великий в 1693 году на мачте ладьи в Белом море. По данным соцопросов, 80% граждан не могут внятно объяснить, что символизируют его цвета. При этом средний класс можно будет считать опорой государства лишь тогда, когда национальный флаг в углу его кабинета будет дополнением образованности и зажиточности. А вот с этим – проблема.