Почта октября и телефонные звонки в редакцию «Аргументы неделi-Санкт-Петербург» свидетельствуют о том, что петербуржцы крайне недовольны работой городского общественного транспорта. И прежде всего тем, что не действует прописанное на табличкахзнаках остановки расписание и заявленный там интервал движения.
Речь здесь пойдет не о тех маршрутах, которые проходят по Невскому проспекту или соединяют два центра власти нашего города, находящихся на двух площадях — Пролетарской диктатуры и Исаакиевской, где четко соблюдаются расписание и интервалы. Но стоит оказаться чуть подальше от центра, в промышленных или спальных районах, как картина вырисовывается совсем иная.
«Не доверяю, а поэтому от машины не откажусь…»
На редакционный почтовый ящик пришло письмо, автор которого просил довести его точку зрения до широкой общественности. Поэтому, когда мы решили обратиться к этой теме, процитировать хотя бы часть его сочли весьма уместным.
«Однажды, — пишет нам Виктор Шишков, — видел телепередачу, в которой обсуждались транспортные проблемы Петербурга. Представитель городской власти убеждал автомобилистов чаще использовать городской транспорт. И вот на днях, когда на летней резине ездить стало опасно, а поменять ее быстро возможности не было, решил отправиться на работу общественным транспортом. Оговорюсь сразу, маршрутками решил не пользоваться. И вовсе не по причине цены проезда. Хотелось получить ответ на вопрос, можно ли доверять городскому наземному транспорту и отказаться хотя бы на день от машины. В утренний час пик автобуса 98 маршрута пришлось ждать 18 минут (за это время, кстати, мимо проскочили два коммерческих 98-х). И сразу стало ясно, что вероятность опоздать на работу приближается к 100%. И главное впечатление: автобус пришел к остановке полупустой, аполовина его пассажиров были люди пенсионного возраста, на работу явно не спешащие. Итог дня печален: поездки на городском транспорте обошлись в 246 рублей (это без малого цена 10 литров бензина), а время, потраченное только на ожидание транспорта — 1 час 18 минут, о чистом времени езды и говорить не приходится… Поэтому от машины не откажусь до тех пор, пока городские власти не организуют нормальное движение общественного транспорта. Но выгодно ли им гонять с небольшим интервалом полупустые автобусы?»
Вопрос, как говорится, не в бровь, а в глаз. Спросите сегодня любого кондуктора наземного транспорта, каких пассажиров нынче больше — льготников или тех, кто платит за проезд 23 рубля? И ответ на вопрос «выгодно ли гонять полупустые автобусы» всплывает сам собой.
Звонки рассерженных читателей
— Скажите, вы когданибудь внимательно рассматривали таблички, что висят на остановках?! — Голос в трубке явно принадлежал человеку, еле сдерживающему кипящие эмоции. — Да с них уже краска от времени осыпается… В каком году это расписание соответствовало действительности? Почему таблички не меняются? Думаю, их повесили, наверное, в ту пору, когда цена проезда была 12 рублей! Автобуса за 23 рубля ждал я сегодня 40 минут вместо обещанных по расписанию 15! Меня что намеренно подталкивают пересаживаться на маршрутки за 35 рублей?
Мы пообещали рассерженному читателю задать эти вопросы тем чиновникам, кто не только определяет интервалы движения, но и несет ответственность за соответствие их с вывешенным расписанием.
Кстати, подобные упреки в адрес транспортников в общемто небезосновательны. С одной стороны, власти говорят о том, что эра маршруток вотвот уйдет и их место займут современные комфортабельные автобусы. Но в томительном ожидании большой и красивой «Скании» мы видим, как мимо, одна за другой, проносятся маршрутки под управлением лихих узбеков, хорошо усвоивших цитату из классика: «Какой русский не любит быстрой езды!» А мы все и всегда торопимся. Одна наша читательница рассказала, как буквально поссорилась со своей матерью на автобусной остановке. Пенсионерка категорично отказывалась ехать на «опасной маршрутке», призывая вечно торопящуюся дочь дождаться социального автобуса.
А вот звонок в петербургскую редакцию «АН» нашего коллеги, предложившего редакции свои наблюдения работы городского транспортаоказался как нельзя кстати.
Во всем виноваты пробки. Даже ночью
27 октября, 23.18. Угол Дальневосточного проспекта и Народной улицы. Ожидаю автобус маршрута № 12. И сразу скажу: далеко не в первый раз приходится его тут ждать в это время. Обычно от 30 до 50 минут. На этот раз автобус появился лишь в 0.06. Доехав же до дома, обнаружил, что через минуту следом идет еще один. Звоню диспетчеру на кольцо на улице Подвойского, откуда эти автобусы отправились. От кольца до той остановки, где я простоял без малого час, всего лишь 15 минут езды (что позже и подтвердил диспетчер). Спрашиваю про наблюдаемый промежуток времени:
— Когда отправляли 12-е автобусы после 22.30?
Диспетчер Вера Васильева уверенно отвечает:
— В 22.41, потом — в 23.33, затем — в 23.41 и закрывающий в 24.00.
Значит, почти час был интервал, причины которого диспетчер вразумительно объяснить не смогла и лишь сетовала, что поздно вечером автобусы ходят неполные. Получается, что смысл возить людей есть лишь тогда, когда общественный транспорт переполнен?
— В чем же дело?
— Пробки.
—В двенадцатом часу ночи на пустых улицах?
Сразу же звоню диспетчеру «Организатора перевозок». Диспетчер Звягина выслушала меня и…
— Пробки, звоните по телефону претензий: 5765555.
Набираю номер и слышу:
— К сожалению, в данный момент все операторы заняты.
Вывода тут может быть только два. Или общественный транспорт в Санкт-Петербурге так плохо работает, что идет непрерывная лавина жалоб, с которой не справляются даже ночью несколько операторов. Или… трубка у операторов лежит спокойно рядом с телефонным аппаратом. Словом, дозвонился лишь в час ночи. Автомат бездушно сообщает, что все сказанное будет записано, и через месяц я получу ответ. Правда, один мой знакомый жаловался по этому номеру аж 8 октября, а ответа так и не получил до сих пор.
Так что просим считать запись нашего автора запросом редакции.
«Пробки» — таков ныне универсальный ответ всех работников общественного транспорта в любое время суток, на любых маршрутах, стоит лишь высказать свои претензии кондуктору или водителю. Однако начинает складываться убеждение, что пробки у нас в городе не только на дорогах, но и в системе организации и управления общественным транспортом, причем, при всякой смене транспортного начальства.
В час пик, 2 ноября на остановке угол Большевиков и Народной, довелось ждать (в сторону станции метро «Ломоносовская») автобус 140, троллейбусы 14, 27, 28. Ждал с 19.00 до 19.23, пока появился 140-й. А это, повторюсь, пиковое время, когда наибольшее число людей нуждается в транспорте. Кондуктор, естественно, отвечает, как положено: «Пробки». Однако маршруток за время ожидания прошло разных и много. Для них, видимо, пробок не существует. Кстати, показалось странным и то, что интервал у 140-го прописан на табличке в час пик больший, чем в другое время. Более того, после простейших арифметических действий, согласно вывешенному расписанию, к той остановке, на которой я стоял, должен был бы подходить хотя бы один из 4 маршрутов через каждые 5 минут. Но за 23 минуты подошел лишь один автобус. О каком соблюдении расписания может идти речь?
Подобное разочарование постигло меня и на маршрутах автобусов 82 и 123 на проспекте Энергетиков, когда в интервале от 20 до 21 часа ждать автобуса пришлось 50 минут. И, как говорили на остановке местные жители, «это у нас так систематически, часто приходиться пешком идти или садиться в маршрутки…».
Удручающая ситуация и на проспекте Славы, где на остановке пяти автобусов (31, 114, 116, 141, 11) и двух троллейбусов (27, 35) от Будапештской улицы в сторону Софийской в час пик приходится ждать по полчаса! А маршрутки, конечно, не унывают.
Давно замечено, что на остановке у метро «Ломоносовская» (на Ивановской улице в сторону Народной), где движутся аж 3 троллейбуса и 8 социальных автобусов, в часы пик они почему-то ходят заметно реже, чем в обычное время. Ожидание любого маршрута, чтоб только переехать через мост, составляет нередко около 15 минут. Получается, что интервал каждого из них в среднем… просто поразительный! Зато маршрутки идут одна за другой, время-то заработать самое золотое! Вывод сложился давно: организатор перевозок старается сократить социальный транспорт и пускать преимущественно коммерческий. И люди со всякими проездными билетами, льготными в том числе, да и просто желающие ехать подешевле вынуждены платить коммерческим перевозчикам. А расписания и утвержденные интервалы – лишь пыль в глаза.И это на фоне того, что все чаще приходится слышать от транспортников, что такойто маршрут надо сокращать, потому что мало людей его используют. Но ведь если бы человек знал, что выйдя на остановку в такоето время, он скорее уедет, чем не уедет, тогда бы не приходилось и говорить о полупустых маршрутах. Чего тогда стоят призывы городских властей о пересаживании с собственных авто на общественный транспорт? И как, хотелось бы знать, реально обеспечивается приоритет общественного транспорта?
Жалуйтесь на здоровье!
Как часто доводиться слышать нам эту фразу от кондукторов или водителей в ответ на весьма справедливые вопросы... А пожаловаться петербуржцам, увы, есть на что. Например, на то, что остановки на транспорте в большинстве случаев не объявляются, вовсе не соответствуют действительности вывешенные расписания, на многих автобусах нет хорошо читаемых номеров маршрутов, а кондукторы порой не знают городской географии и не могут подсказать, как куда доехать или вообще плохо понимают русский язык.
Как пишет наш автор, высказать претензии, связанные с работой общественного транспорта, петербуржцы могут по специальному телефону, уже нами упомянутому. Если бы горожанам было легко дозвониться по этому номеру, они могли бы рассказать, как порой выходят из беспомощно замершего в пробке трамвая и идут пешком несколько остановок. Или спросить, почему часто трамваи стоят перед светофором, пропуская 2–3 периода зеленого сигнала, а водитель при этом спокойно поясняет: «Я должен идти по графику». То есть, скорость общественного транспорта даже по графику занижена, причем, на выделенных для трамвая линиях, чему пришлось быть свидетелем нашему автору на проспектах Косыгина и Дальневосточном.
Есть вопросы и по организации маршрутов. Например, почему годами нет нормального маршрута общественного транспорта по открытому путепроводу из Невского района в Красногвардейский, по его ключевым магистралям — с Российского проспекта на Индустриальный.
Уверены, что сотни тысяч петербуржцев ждут и надеются получить ответы на прозвучавшие в сегодняшней публикации вопросы.
Аргументы неделi –СанктПетербург