Самолет в стиле конца 50-х годов появится в воздушном парке авиакомпании «Аэрофлот». Об этом сообщил сегодня официальный представитель крупнейшего российского авиаперевозчика. Как сказано в официальном пресс-релизе компании, такой выбор сделали сами пассажиры. «Аэрофлот» еще раз доказал, что работает ради своих клиентов и готов к диалогу.
Неожиданная идея раскрасить один из бортов в ретро стиле появилась в ходе подготовки к 90-летию «Аэрофлота», которое состоится в феврале 2013 года. Летом в Твиттере @aeroflot, на страницах компании в социальных сетях Facebook и Vkontakte было размещено сообщение: «Аэрофлот готовится к 90-летию! Какие мероприятия по этому случаю Вам были бы интересны? Ждем от Вас идей!».
Проанализировав заявки пассажиров, оказалось, что почти четверть из них ностальгирует по «советскому ретро» и хочет увидеть на линиях самолеты «Аэрофлота», словно сошедшие с известных рекламных буклетов.
Идея ретро-ливреи очень популярна во всем мире. «Авиакомпании особенно с давней историей, всегда стараются подчеркнуть этот момент. Как и банки, которые подчеркиваю дату основания, если она приходится на 19 век, например. Это хорошо для бизнеса: ведь авиаперевозки - сложный бизнес, и если компания может похвастаться долгой историей, это всегда повышает лояльность клиентов и благотворно сказывается на ее бизнесе. Поэтому авиакомпании делают «ретро» ливреи, устраивают показы «ретро» формы, - рассказывает Роман Гусаров, главный редактор Avia.Ru.
С этой тенденцией вполне согласен и Олег Пантелеев, главный редактор отраслевого агентства "АвиаПорт": «Практика создания «ретро» ливрей достаточно распространена – у перевозчиков с богатой историей есть, что напомнить своим клиентам. В том числе Аэрофлоту, у которого действительно богатая и славная история».
Какую же сделать ретро-ливрею? Ведь у «Аэрофлота» их было не мало… Выбор также был доверен пассажирам. На страничке Аэрофлота в Facebook было размещено следующее объявление: «Друзья! Несколько месяцев назад мы спрашивали Вас о том, каких сюрпризов Вы ждете от Аэрофлота в год его 90-летия. Многие из Вас писали о том, что в нашем парке должен появиться самолет в ретро-ливрее. Предлагаем Вам проголосовать за одну из четырех ретро-ливрей (поставив LIKE той или иной фотографии) и уже очень скоро самолет в раскраске-победительнице появится в нашем парке! Голосование продлится до 12:00 (мск) 12 ноября 2012 г. Всех благодарим за участие в опросе! Искренне Ваш. Аэрофлот!». О голосовании также рассказали многие интернет-ресурсы, на авиационных форумах развернулась широкая дискуссия.
Одна ливрея была создана в стилистике 50-х годов. Верх воздушного судна белый, низ – серебристый металлик, середина из полированной стали, от «брюха» ее полоса темно-голубого цвета с зигзагом в задней трети корпуса. Вертикальный стабилизатор хвоста украшен флагом России, по верхней части корпуса таким же голубым цветом надпись «Аэрофлот» летящим прямым шрифтом с легким наклоном.
Вторая ливрея – по мотивам раскраски ИЛ-62, флагмана советской авиации 60-х, широко известной по знаменитой фотографии с улыбающимися стюардессами на трапе. Белый самолет имеет по бокам две голубые полосы – нижняя широкая, верхняя узкая. Надпись «Аэрофлот» голубого цвета нанесена прямым полужирным шрифтом, завершается эмблемой «Аэрофлота» тех лет – знаменитыми «крылышками».
Третья ливрея типична для судов КБ Илюшина. Появилась она в конце 50-х на ИЛ-18. Окраска сохранилась по сей день – подобным образом выглядят ИЛ-86 и ИЛ-96. Здесь белый фюзеляж имеет серое «брюхо», а голубые полосы, более темные, чем в во втором варианте, поменялись местами: широкая сверху, а узкая снизу. Несколько иной и шрифт, которым выполнено название компании: тоже прямой, он имеет переменную толщину в различных элементах букв. Завершается теми же «крылышками».
Четвертая ливрея создана по мотивам как раз нетипичной окраски воздушных судов КБ Туполева. Сине-серый вариант, похожий на окраску Илов в третьем варианте, но снизу широкой голубой полосы идет тонкая красная полоска. Полосы повторяются на кожухах винтов.
Победил первый вариант – ливрея первого реактивного самолета ТУ-104 (1956 год). А всего в голосовании приняло участие более 2500 человек.
Экспертному сообществу показался знаковым тот факт, что пассажиры выбрали эпоху конца 50-х. Ведь это время первого запущенного спутника Земли, начало освоения космоса. Прорыв по многим направлениям в искусстве, науке, технике. «Сейчас есть некая ностальгия по этой эпохе. И это был расцвет «Аэрофлота». Именно тогда по-настоящему появилась гражданская авиация – до этого и самолетов-то особенно не было. Люди тогда начали активно летать, ездить в какие-то дальние экспедиции, на большие стройки. Этот порыв просуществовал практически в неизменном виде вплоть до 90-х, когда все стало рушиться, хотя сама эпоха закончилась довольно быстро. В общем, люди правильно сделали, что выбрали этот вариант. Это действительно было лучшее время – для страны и для авиации» - рассуждает Роман Гусаров.
«Что касается выбора ливреи в стили 50-х годов, то может для части голосовавших она показалась просто самой красивой. Но тем не менее, стоит отметить, что после войны гражданская авиация в СССР стала бурно развиваться. На линиях появились новые самолеты. Развивалась и маршрутная сеть. «Аэрофлот» стал активно летать, в том числе, и на международных маршрутах», - так охарактеризовал то время Олег Пантелеев.
«Такой самолет можно рассматривать, как предмет искусства», - рассуждает Дмитрий Бертман, главный режиссер и художественный руководитель Геликон-оперы.
«Что касается 50-х годов, то они для меня символизируют Возрождение 20-го века, - рассуждает писательница Юлия Шилова, - страшная война закончилась, появилось благополучие, люди смогли задуматься о красоте. В то же время, это эпоха технического прогресса, выхода в космос, спутников».
«Мне нравится стилистика 50-х. Такой романтичный флер в этом присутствует. И он заставляет людей улыбаться. А улыбка всегда дарит хорошее настроение. Я - за!» - говорит певица Юта.
Между тем, в Твиттере @aeroflot появилось сообщение, что в честь 90-летия авиакомпании будет создана еще одна ливрея. Какая – пока секрет.