> Эксперты согласны с позицией Аэрофлота о лоукостер - Аргументы Недели

//Общество

Эксперты согласны с позицией Аэрофлота о лоукостер

12 ноября 2012, 17:15 [ «Аргументы Недели» ]

гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев

Путешествовать по России будет дешевле и проще. Крупнейший национальный авиаперевозчик – ОАО «Аэрофлот» - раскрывает подробности создания лоукостера. «В России есть пассажиры, есть необходимость перемещаться. У населения есть деньги, они готовы путешествовать, готовы двигаться и мы готовы такую возможность им предоставить», - рассказал в интервью телеканалу «Вести 24» гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев.

Действительно, сегодня рост пассажиропотоков в России примерно в два раза опережает общемировые показатели. Так, если в этом году в мировой авиации рост составил примерно 5%, то в нашей стране этот показатель оказался на уровне 12%. У «Аэрофлота» же за первые 9 месяцев текущего года количество пассажиров выросло на 26%. Так что в успешности нового проекта сомневаться не приходится.

Вообще, о необходимости создания компания-лоукостера в «Аэрофлоте» говорят еще с 2010 года, однако, до сих пор возможности приступить к практической реализации этих планов не было. «Никто реально лоукостером не занимался, по разным причинам: есть чисто законодательные ограничения, которые надо убрать, иначе лоукостер не полетит», - пояснил Виталий Савельев. Дело в том, что бизнес любого лоукостера строится на максимально возможной минимизации издержек. Для этого российским авиакомпаниям, в частности, необходимо, чтобы в законодательстве была прописана возможность продавать так называемые невозвратные билеты, чтобы ввели налоговые послабления – к примеру, отменили налог на ввоз воздушных судов, чтобы разрешили нанимать на работу пилотов-иностранцев, поскольку в нашей стране отрасль уже не первый год испытывает катастрофический кадровый голод. «После принятия законов изменения правил, нам понадобится еще где-то от полугода до года, - рассказал Виталий Савельев о сроках запуска проекта. – Класс обслуживания, безопасность, улыбки стюардесс –это мы как «Аэрофлот» будем гарантировать. Все остальное – это минимализм полный во всем».

«Авиакомпания лоукостер должна работать по определенным стандартам. Скажем, у мировых лоукостеров, как RyanAir или EasyJet – платный багаж, платная еда и т.п. Самое главное, что предоставляется – это место, и то не обязательно фиксированное. Пришел, где сел, там и сел. Самое главное – это перелет, все дополнительные опции уже идут платные, - рассказывает аналитик «Райффайзен банка» Константин Юминов. – Российское законодательство пока не позволяет сделать этих вещей». Именно отсутствие законодательных изменений аналитики сегодня называют главным тормозом для развития компании-лоукостера в России. «Все зависит от того, несколько удастся «Аэрофлоту» протолкнуть, пролоббировать законы про отсутствие питания, бесплатного багажа и т.п. Если удастся этого добиться, то можно будет снижать цены на билеты, потому все это сегодня достаточно высокая статья расходов», - соглашается аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.

Начать свою деятельность национальный российский лоукостер предполагает в Москве, где уже сегодня есть «накатанные» пассажиропотоки. Впоследствии компания будет развиваться и в регионах. Летать отечественный лоукостер будет в основном на небольшие расстояния – порядка 1500 километров, то есть среднее время в пути будет составлять не более 2,5 часов. Из Москвы это, например, могут быть Санкт-Петербург, Сочи, Калининград и др. города. «Такой проект может существовать только в европейской часть России, и желательно из Москвы в Москву, и на коротких расстояниях. Условно говоря, до Поволжья, Юга России – это направления, где есть более или менее стабильный пассажиропоток», - отмечает главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров.

Длительный перелет компанией-лоукостером – это почти экстремальное путешествие: максимально минимизируя расходы, авиакомпании стараются посадить в самолет как можно больше пассажиров, соответственно расстояния между креслами предельно маленькие, спинки не откидывающиеся. Выдержать путешествие в таких условиях можно сравнительно не долго.

По словам Виталия Савельева, на первых порах «Аэрофлот» полагает закупить 12 самолетов. Правда, с моделью воздушных судов в компании еще не определились. «Это могут быть и российские Superjet, если они будут держаться в воздухе до 12-14 часов», - пояснил Виталий Савельев.

При этом в «Аэрофлоте» особо отмечают, что авиаперевозки хотя и станут доступнее, рассчитывать на бросовые цены не стоит. Расхожее мнение о том, что билет в лоукостере можно купить чуть ли не за 5-10 евро – не более чем миф, активно использующий сами лоукост-компаниями. Действительно, в рекламах зарубежных компаний можно увидеть именно это цену, однако, на поверку все оказывается немного не так. Лоукостеры максимально упрощают продажу продукта для себя, при этом создавая дополнительные сложности для потребителя. Дополнительные платы взимаются буквально за каждый «чих»: позвонил в кол-центр – заплати, расплатился кредитной картой – заплати, решил забронировать билет – заплати. В результате «рекламная» стоимость вырастает как минимум в 3 раза. Оно и понятно: сама экономика процесса не позволяет авиакомпаниям делать билеты настолько дешевыми. «С каждого пассажира мы платим 15 долларов за перелет в одну сторону. Вот слетали вы Москва-Питер-Москва, авиакомпания заплатила за вас 30 долларов», - подсчитывает Виталий Савельев. В общей сложности, «Аэрофлот» платит аэропорту Шерметьево за обслуживание воздушных судов, пассажиров и т.п. 180 млн долларов, плюс еще 40 млн долларов за безопасность компании «АэроМАШ- Авиационная безопасность». И подобные расходы несут все авиакомпании мира.

«Билеты по 5-10 евро – это маркетинговые ходы для привлечения дополнительных пассажиров. Но таких билетов продается меньше 3% и только по промо-акциям. Средняя цена перелета у лоукостера, конечно, дороже», - констатирует Константин Юминов.

Не стоит забывать и о том, что лоукостер, предлагая низкие по сравнению с традиционным авиакомпаниям цены на авиабилеты, стремиться максимально заработать на дополнительных услугах. Хочешь перекусить во время полета – плати, сдаешь вещи в багаж – плати. В некоторых зарубежных авиакомпаниях уже готовы даже пойти на «крайние меры» и взимать плату даже за пользование туалетом во время перелета. Такое предложение, в частности, обсуждалось в ирландском RanAir, хотя и до дела пока не дошло.

Интересно заметить, что максимальной экономии на лоукостерах – в 30-50% - можно добиться при бронировании билетов как минимум за месяц до предполагаемого вылета. Чем ближе дата перелета, тем меньше разница в цене у лоукостера и традиционного авиаперевозчика. Примерно таких цен, по словам Виталия Савельева, можно будет ожидать и от российской компании: примерно на 50% дешевле, чем средняя стоимость того же маршрута у традиционного авиаперевозчика.

ГБ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте